5 мая в российский прокат выходит фильм Кирилла Зайцева «Сашка. Дневник солдата». Старый ветеран (Иван Криворучко) листает свой военный дневник и вспоминает, как в 1942 году он сражался подо Ржевом. Тогда молодой, но уже опытный солдат Сашка (Иван Клочко) во время боя берет в плен немца (Марат Эфендиев) и ведет его в штаб батальона. Комбат (его сыграл сам Зайцев), разозленный из-за смерти своей подруги, приказывает расстрелять пленного. Сашка оказывается перед сложным выбором.
Фильм снят по мотивам повести писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева и на основе одноименного спектакля Рижского русского театра, премьера которого состоялась в 2015 году. В картине играют те же актеры, а для Кирилла Зайцева «Сашка» стал режиссерским дебютом. Накануне выхода в прокат АиФ.ru поговорил с Зайцевым о фильме, о режиссерской работе и о том, каким были русские солдаты.
Игорь Карев, АиФ.ru: Этот фильм для вас, можно сказать, дело прошлого, хотя и не такого далекого — вы его сняли в 2020 году. Как появилась идея выпустить картину в прокат?
Кирилл Зайцев: Да, премьера «Сашки» состоялась год назад, как раз в апреле, на Московском международном кинофестивале. Но этот год прошел для фильма достаточно результативно и «урожайно» _ мы показали его на международных кинофестивалях, получили множество призов. В какой-то момент нам предложили выпустить его в прокат, хотя формат картины всё же не совсем прокатный, его длительность всего 40 минут. Мы, разумеется, согласились, но решили приурочить фильм ко Дню Великой Победы.
— Не было идеи расширить формат до полного метра? Все-таки повесть Вячеслава Кондратьева больше эпизода с пленным немцем?
— (смеется) Наоборот, предлагали уменьшить до получаса, чтобы соответствовать требованиям некоторых фестивалей. Иногда мы соглашались, ужимали до 30 минут, вписывались в регламент... И знаете, что было? Из фильма словно пропадал воздух. Я ведь сам его монтировал и чувствовал, что в короткой версии не хватает напряжения во время молчания героев или в тот момент, когда они вместе курят. Для зрителей остается одно только действие, а возможность подумать над тем, что они видят, пропадает.
— Ритм нарушается?
— Да-да, именно так — нарушается выстроенный ритм, а с ним — и то впечатление, которое мы и хотели создать своей картиной. И в какой-то момент мы решили, что не будем с водой выплескивать младенца. Пусть будет 40 минут, главное, чтобы они воздействовали правильно.
— Ваш «Сашка» — это повторение спектакля режиссера Игоря Коняева. И мне показалось, что в фильме сохранилась атмосфера той постановки, её камерность — словно это спектакль, но на природе, с ограниченным числом персонажей и локаций.
— Такой подход выбран, скорее, не из-за театрального прошлого, а из-за того, что это воспоминание. Главный герой, который прошел войну и отдал долг родине, вспоминает своё прошлое, вспоминает о том, насколько ужасная вещь война, о том, что она заставляет людей проходить духовное испытание, и думает, что, по сути дела, остаться человеком на войне — это подвиг. А в воспоминаниях другие законы и условности, там обычно нет массовки, мы вспоминаем отдельных людей, их лица и их поступки. И лицо женщины, которое появилось в финале — это тоже воспоминание Сашки, хотя, казалось бы, откуда этой женщине взяться в той деревне? Но в воспоминаниях она есть.
— А вы как-то ориентировались на первую экранизацию «Сашки», которая была снята в 1981 году?
— Я видел тот фильм ещё во время подготовки к спектаклю, но мы на него не ориентировались. Главным ориентиром для нас была мысль, которую через наш фильм мы хотели донести до зрителя. Понимаете, я часто сталкивался с тем, что люди просто забывают, кем был русский солдат и какой была его роль в той войне. Всё-таки надо помнить нашу историю, помнить о благородстве и чести русского солдата, который даже на войне оставался человеком.
— Вячеслав Кондратьев начал писать достаточно поздно. Но его небольшая библиография обернулась достаточно большой фильмографией — несколько экранизаций ещё в советское время, недавний «Ржев», ваша картина. Почему к нему такое внимание, как думаете?
— Наверное, в первую очередь, потому что он писатель-фронтовик, был на войне, и всё, о чем писал, прожил и прошёл сам. Мой первый тренер по баскетболу Петр Алексеевич Красильников, когда посмотрел «Сашку», сказал: «Это одна из историй, о которой молчат наши деды». И действительно — человек воевавший говорить о войне не любит.
— «Сашка» стал для вас пробой пера в качестве режиссера. До этого вы играли как актер — в театре и кино. Насколько легко было переключиться и посмотреть на актерскую игру с другой стороны?
— Знаете, глаза боятся, а руки делают. Но вообще, конечно, когда Иван Клочко предложил сделать из спектакля фильм, я сомневался, стоит ли брать на себя ещё и режиссерскую ношу. Повлияло два обстоятельства. Во-первых, спектакли уходят, и от них ничего не остается, кроме плохой видеозаписи, а хотелось сохранить те чувства и переживания. Во-вторых, я родом из Волгограда и рос рядом с Мамаевым курганом. Образ русского солдата для меня всегда был благородным. И мне захотелось воплотить его на экране.
— Но вам понравилась ваша работа, то, что получилось в итоге?
— Да. Единственное, чем я остался недоволен как актер, — в этом кино меня слишком мало (смеется).
— Зато вы там с усами!
— Да. За усы можно простить (улыбается). Но что меня точно радует — наш фильм показывают в Музее Победы курсантам после присяги как пример благородства и чести русского солдата.
— А вы собираетесь продолжить режиссерскую работу?
— Безусловно, я в первую очередь актер. Но уже понимаю, что не могу не продолжить режиссёрскую деятельность. Сейчас готовлю сценарий полнометражного фильма. Но там я уже буду в главной роли (смеется).