На любых кинофестивалях, помимо конкурсной программы, есть множество дополнительных программ, которые посвящены какой-то конкретной теме. Например, в рамках XXX фестиваля российского кино «Окно в Европу» проходила ретроспектива «30 лет за 3 сеанса» — там показали по одному фильму, которые лучше всего характеризуют каждое десятилетие 30-летней истории этого смотра. Кроме того, зрители и гости фестиваля могли увидеть новые российские картины в рамках «Выборгской премьеры» или ленты, которые уже получили призы на других отечественных фестивалях за прошедший год.
Но и конкурсная программа — это не просто набор отдельных фильмов — чаще всего их тоже подбирают под какую-то тему, которую они раскрывают с самых разных сторон. В этом году в Выборге основной конкурс игрового кино почти полностью посвящен отношениям в семье, разладу между старшим и младшим поколением, причем рассказ об этих отношениях чаще всего ведется с точки зрения детей. И в итоге получилось почти всестороннее исследование сложной проблемы. По итогам фестиваля aif.ru выбрал пять картин, в которых это исследование проведено очень любопытно и неожиданно.
«Экспресс», режиссер Руслан Братов
Очень удачная стилизация под Гая Ричи, выполненная на северокавказской почве — речь в фильме идет о таких же мелких правонарушителях-недотепах, что зашли на опасную территорию. Отчисленный студент Саша Сосланов (Лев Зуркарнаев) живет тем, что предлагает случайным знакомым оформить специальную карту в подпольном игорном клубе — те получают небольшое вознаграждение, а Саша — возможность сделать новую ставку. Очередной жертвой Саши становится неприкаянный мужчина (Павел Ворожцов), и на этот раз хитрый делец идет ва-банк — ставит на то, что сумеет угадать результаты сразу семи спортивных состязаний. Никто не верит в его удачу, но прогнозы Саши начинают сбываться — вот только заветная карта осталась в кармане приятеля, который потерялся после очень веселой ночи. Поиски приятеля и собственно карты, прерываемые работой на благо родного училища, визитами к любовнице и разборками с настоящими бандитами, и составляют сюжет фильма.
«Император», режиссер Альфия Хабибуллина
Фильм о школьном буллинге и умении противостоять толпе и отстаивать свое мнение снят не без недостатков, но очень последовательно — хотя его финал остался открытым. Арсений (Владимир Сарапульцев) долго жил в Москве, по настоянию мамы-психотерапевта учился дома, но после переезда в небольшой городок (съемки проходили в Выборге) решил пойти в школу, чтобы научиться общаться с людьми. Правда, первое знакомство с одноклассниками заканчивается не слишком хорошо — Арсений вступает в конфликт с местным хулиганом Сашкой Неженкой (Данил Тябин), но неожиданно получает защиту авторитетного Резака (Александр Аверин). Странное поведение новичка привлекает других подростков, у него появляются друзья, в него влюбляется местная красавица — и кровавое столкновение с Неженкой становится почти неизбежным. Свое название фильм получил по китайской легенде об императоре, который всю жизнь проходил с повязкой на глазах — Арсений пишет по ее мотивам стихи.
«1000 дешевых зажигалок», режиссер Ирина Обидова
Спорный проект, который посвящен одновременно проблеме буллинга в учебных заведениях и недопониманию в семьях. Артем (Павел Чернышев) учится в электромеханическом техникуме и любит делать всякие петарды и другие взрывающиеся штуки, его считают аутсайдером и хулиганом, а он просто привык быть один и полагается только на себя — его мать вечно работает, а от сводных братьев он ждет лишь неприятностей, а не помощи в сложных ситуациях. И когда его предает лучший (и единственный) друг Костя (Никита Плахотнюк), а сам он знакомится с жаждущей развлечений девушкой из состоятельной семьи (Елизавета Кононова), то понимает, что ему нужно докричаться до этого мира с помощью своих знаний и умений. Но тщательно составленный план воплотить в жизнь не удается, и события выходят из-под контроля.
«Песни лета», режиссер Дмитрий Давыдов
Фильмы якутских режиссеров в последние годы стали непременными участниками различных рейтингов. Дмитрий Давыдов известен прежде всего как автор «Пугала», в 2020 году получившего главный приз «Кинотавра». В «Песнях лета» он продолжает разрабатывать богатую тему национальных якутских традиций — правда, делает это в комедийном, а не трагическом формате. Сюжет «Песен лета» довольно прост — внук приезжает к живущему на заимке деду на летние каникулы. Но спокойного отдыха не получается — нужно соорудить новый туалет, ужиться друг с другом и с живущей на чердаке курицей, разобраться со свалившимся неизвестно откуда и разговаривающим на странном языке мужиком, а также с целым племенем язычников, которые с размахом отмечают летний праздник Ивана Купалы. Но фактически фильм состоит из отдельных, иногда смешных, а иногда фантасмагорических историй, некоторые из которых сняты совсем не с якутским размахом.
«Рядом», режиссер Тамара Дондурей
Фильм, в котором отношения матери и дочери оказываются лишь одним из этапов настоящего взросления уже взрослой женщины. 30-летняя Кира (Екатерина Ермишина) живет почти что в стране розовых пони — у нее хорошая и интересная работа в архитектурном бюро, все мысли заняты новым и важным проектом, а также переездом в доставшуюся по наследству квартиру из съемной хрущевки с вечно текущим краном. Вот только муж Иван (Илья Маланин) начинает незаметный саботаж — он давно бросил архитектуру, занимается бегом и собирается участвовать в марафоне, а еще притащил откуда-то собаку, которых Кира не любит. И лишь когда Иван внезапно умирает, Кира понимает, что все их разногласия — вещь напускная, а на самом деле Иван был очень важной частью ее жизни. Она пытается заполнить пустоту примирением с матерью (Ингеборга Дапкунайте) — и с помощью того самого пса.