Мы очень часто критикуем и ругаемся. Пересняли старый любимый народом фильм — да как вы посмели покуситься на святое?! Сняли новый — да что же вы снимаете всякую ерунду, вон раньше какие фильмы были!
А вот какими они были, те фильмы, если честно, все подзабыли. Розовые детские очки, в которых мы смотрели «Приключения Электроника», «Мэри Поппинс, до свидания» и «Гостью из будущего», уже не надеть, они давным-давно затерялись. А сейчас эти ленты пересмотреть не получается — или скучно, или мешают сентиментальные слезы на глазах.
Вместо миелофона — космион
Создатели фильма «Сто лет тому вперед» предприняли еще одну отчаянную попытку дать новую жизнь героям детства родителей современных детей. А может, даже бабушек и дедушек. Попытка, изначально обреченная на провал, потому что современные дети растут с какой-то космической скоростью и к своим десяти годам напрочь, как кажется, лишены способности удивляться перемещению во времени, невероятным гаджетам и фантастическим городам будущего. Они всего этого уже насмотрелись. Но все-таки киношники решились. И... похоже у них получилось!
«Сто лет тому вперед» снят по мотивам повести замечательного советского писателя-фантаста Кира Булычева. И если первая экранизация этого произведения «Гостья из будущего» (1984) была сделала очень близко к первоначальному тексту (что неудивительно, ведь писатель был одним из авторов сценария), то вторая (2024) весьма вольно трактует сюжет. Но это даже хорошо. Все-таки за те 40 лет, что прошли после появления на экранах первых Коли Герасимова и Алисы Селезневой, многое из того самого будущего уже стало реальностью.
В современной истории «гостьи из будущего» все тоже начинается с любопытства. Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн, известный по сериалу «Монастырь») случайно попадает в будущее, где встречается с Алисой Селезневой (актриса Даша Верещагина). Московский старшеклассник становится обладателем удивительного прибора со странным названием «Космион», который позарез нужен космическим пиратам, мечтающим захватить Вселенную. «Космион» и правда занимательный гаджет — он позволяет перемещаться во времени, но в строгих интервалах: ровно на сто лет назад или вперед.
Да, школьники из повести Кира Булычева сильно повзрослели — в первом фильме они учились в 6-м классе (седьмой по-нынешнему), сегодняшний Коля и его одноклассники явно значительно старше — для них вот-вот прозвенит последний звонок. Но и переводить их в институт создатели фильма не решились.
Федор Бондарчук, который, кстати, стал не только продюсером картины, но и голосом одного из главных героев, признался, что в таком резком «взрослении» персонажей виноват... Марк Эйдельштейн. Уж слишком всем понравились пробы актера! Так и сказали сразу практически хором: «Это наш Коля!» Остальной кастинг юных героев «подтянули» уже под него. Алису (Дашу Верещагину) Марк выбрал сам. На пробах экшен-сцены Даша так взаправду выкрутила ему руки, что стало понятно: вот она — Алиса. И не прогадал. Алиса получилась действительно из «прекрасного далека», при этом такая близкая и понятная нынешним подросткам — с розовыми волосами, большими глазами, тоненькая, хрупкая, но такая сильная, честная и открытая миру. Она, конечно же, отличается от «девочки из будущего» 1980-х. Она активно действует, стремясь изменить «страшное завтра».
Поменяли авторы фильма и летоисчисление Кира Булычева. В новом кино будущее — это 2124 год (на сто лет вперед, помним?), а у писателя действие его повести разворачивается в 2082-м. Но это как раз объяснимо.
Петров убедителен в роли мерзавца
Режиссер Александр Анрющенко и его коллеги заварили очень масштабную историю со сцецэффектами, головокружительной динамикой и захватывающим сюжетом. Отсутствие явных ужасов дало фильму возможность получить маркировку «6+», что автоматически перевело картину в категорию семейных фильмов. И это как раз прекрасно.
Увы, но имя Алисы Селезневой нынешней молодежи ничего не говорит, да и Марка Эйдельштейна школьники знают куда лучше, чем Колю Герасимова. Вот и будет повод разным поколениям обсудить, что было и как стало, после просмотра этой по-настоящему качественной и захватывающей картины.
Одноклассников Коли сыграли Софа Цибирева, Матвей Астраханцев и Кирилл Митрофанов. Все они отлично справились, хоть и кажется иногда, что для того, чтобы задержаться в 11 классе, им пришлось пару раз остаться на второй год. С другой стороны — вы видели, как выглядят сейчас ученики 11-х классов? То-то и оно...
Украшением «Ста лет тому вперед» стали, конечно, пираты. Впрочем, они и в первом фильме были гениальными. Тогда, в 1984 году, Михаил Кононов сыграл Крыса, и от его умения перевоплощаться в любого человека становилось ужасно страшно. А в роли Весельчака У тогда блеснул добрейший Вячеслав Невинный и тоже отлично изобразил злобного негодяя.
Но в XXI веке напугать детей кинозлодеями, прямо скажем, посложнее. Поэтому на роли врагов человечества пригласили двух самых, пожалуй, маститых артистов нового поколения. Весельчаком У стал Александр Петров, и, глядя на него, понимаешь, что именно в ролях мерзавцев он раскрывается особенно ярко. Фирменный слегка безумный взгляд, шарнирность жестов, изящество движений. Он очень страшный — петровский Весельчак. Но его партнер и соперник Глот еще страшнее. Актер Юрий (он же Юра) Борисов, загримированный под мумию, с выпирающим позвоночником и с потусторонним взглядом, сыграл не просто охотника за «Космионом», а абсолютное Зло. Его Глот явно учился в одном классе с Волан-Де-Мортом, Дартом Вейдером и Сауроном.
Не пропустите «пасхалочки»!
В итоге пираты (простите за спойлер) все-таки захватят Москву будущего, создадут из нее черный город из хибар-небоскребов со ржавеющими в пробках авто. Они поработят планету и разрушат счастливое будущее, в котором мир был настолько совершенным, что люди в нем контролировали даже погоду, соседние планеты заселяли исчезающими видами животных и даже к роботам обращались исключительно: «Кто ты такой?» Но ни в коем случаем не: «Что ты такое?» Потому что так политкорректнее.
Коле Герасимову и Алисе Селезневой с такими серьезными, как космические пираты, соперниками будет непросто.
Но и с союзниками у них все хорошо. Папу и маму Алисы сыграли, соответственно, Константин Хабенский и Виктория Исакова. Уже спокойнее, правда?
А робот Вертер... О, да! Робот Вертер после выхода на экраны советского фильма стал, как бы сейчас сказали, мемом. Он тут же превратился в героя анекдотов, а актера Евгения Герасимова до сих пор часто называют по имени его персонажа. Сделать обновленного Вертера решился Федор Бондарчук. Впрочем, самого знаменитого режиссера в кадре нет, он озвучивает летающего робота в виде головы. И очень, надо сказать, забавно получилось.
Своему старшему товарищу режиссер картины Александр Андрющенко передал привет в одном из эпизодов, скопировав сцену из фильма Федора Бондарчука «Притяжение» — герой Александра Петрова снова громогласно заявляет: «Это наш район!»
Вообще «пасхалочек» в фильме много. Внимательный зритель разглядит отсылки и к «Терминатору», и к «Назад в будущее», и к «Властелину колец», и к «Робокопу»...
Впрочем, нет смысла разбирать «Сто лет тому вперед» по деталькам. Это захватывающая лента, самостоятельное высказывание, которое может существовать и само по себе. Без воспоминаний о старом фильме и даже повести Кира Булычева.
В нем есть и динамика, и юмор, и трогательная подростковая любовь, до которой в старом фильме дело не дошло. И то, что в финале, услышав знакомые всем аккорды, хочется заплакать, тоже хороший знак. Значит, авторы нашли правильные кнопки на своих фантастических приборах из будущего.