В воскресенье, 21 ноября, на 76-м году жизни скончалась советская и российская актриса театра и кино, народная артистка России Нина Русланова. Она выросла в детдоме, куда попала в феврале 1946 года в двухмесячном возрасте. Фамилию получила в честь известной певицы Лидии Руслановой, а имя будущей актрисе придумала нашедшая ее сотрудница милиции.
Нина Русланова окончила Щукинское театральное училище, где училась на одном курсе с Леонидом Филатовым, Борисом Галкиным, Александром Кайдановским и другими известными актерами советского кино и театра.
После окончания училища актриса работала в Театре имени Вахтангова и Театре имени Маяковского, но зрители чаще вспоминают её кинороли. В кино Русланова снималась много и часто, в её фильмографии более полутора сотен работ. Чаще всего ей доставались роли второго плана, которые она умела превращать в почти главные.
«Короткие встречи», 1967
Дебютом тогда ещё студентки «Щуки» в кино стала главная роль в мелодраме Киры Муратовой. Партнером Руслановой был Владимир Высоцкий, для которого роль геолога Максима стала одной из редких возможностей появиться на экране. Ну а Нина Русланова сыграла роль молодой девушки Нади, которая влюбилась в Максима и оказалась внутри любовного треугольника между ним и его женой (её роль исполнила сама Муратова).
«Тени исчезают в полдень», 1971
Роль в «Коротких встречах» была лишь прологом к большой фильмографии Руслановой. Ну а знаменитой она проснулась после многосерийного телефильма «Тени исчезают в полдень» — экранизации одноименной саги Анатолия Иванова, которая охватывала события первой половины XX века и показывала, как через них проходили жители сибирского таежного села. Руслановой досталась роль в первых двух фильмах: она сыграла Марью Воронову, возлюбленную Анисима, умелую охотницу, которая после революции стала командиром партизанского отряда и была зверски убита кулаками.
«Афоня», 1975
Русланову иногда приглашали на роли скандалисток: почему-то режиссеры видели в ней этот типаж. У Георгия Данелии в «Афоне» она сыграла сожительницу главного героя (Леонид Куравлев), которая выставила его из дома из-за пропитого аванса — и запустила всю цепочку последующих событий. В «Цыгане» 1979 года, где главными звездами были Михай Волонтир и Клара Лучко, Руслановой досталась роль соседки этих персонажей по имени Катька-Аэропорт: в одной из сцен она делает Будулаю недвусмысленные намеки, чтобы тот ушел к ней.
«Мой друг Иван Лапшин», 1984
Нина Русланова появилась в фильмах многих известных режиссеров советского кино. Алексей Герман-старший снимал её дважды: первый раз — в роли актрисы Наташи Адашовой в детективной ретро-драме о 1930-х. В героиню Руслановой влюбился главный герой, начальник угро Лапшин (Андрей Болтнев). По одной из версий, жена генерала Кленского в другом фильме Германа — «Хрусталев, машину!» 1998 года — это та самая актриса из «Моего друга...», удачно вышедшая замуж.
«Зимняя вишня», 1985
Историю трех подруг, которым не слишком везло в личной жизни, снял постановщик отечественного «Шерлока Холмса» Игорь Масленников. Руслановой вновь досталась роль второго плана: она играла подругу главной героини (Елена Сафонова). Её партнерами по фильму были также Виталий Соломин, Ивар Калныньш, Лариса Удовиченко. Героиня Руслановой появилась и в двух продолжениях «Зимней вишни». В середине 2010-х Масленников задумал 4-ю часть, но до реализации этого плана дело так и не дошло. А для Руслановой последней работой в кино стал «Вий» Олега Степченко, вышедший в 2014 году: в нем она сыграла совсем небольшую роль жены Явтуха.