Примерное время чтения: 8 минут
15400

Героям — слабо. Как украинский ура-патриотизм терпит крах в прокате?

«Безумная свадьба».
«Безумная свадьба». Кадр из фильма

Украинское кино после Майдана, на первый взгляд, живет бурной продуктивной жизнью. Оно берет награды на крупных международных кинофестивалях (приз «Особый взгляд» фильму «Донбасс» в Каннах в 2019-м), даёт стране президентов (Владимир Зеленский), а за плечами у него мощная школа советского кинематографа. Достаточно вспомнить, что многие знаменитые советские фильмы снимались на киностудиях Украинской ССР («В бой идут одни „старики“», «Место встречи изменить нельзя», «Приключения Электроника»).

Однако в реальности от идиллической картинки не остается и следа. Главная беда современного украинского кинематографа в том, что он попросту неинтересен зрителям: затраты на некоторые фильмы в 37 раз больше прибыли. В результате кинотеатры закрываются, а зрители уходят за «запретным плодом»: российскими сериалами и фильмами.

Акцент на «героизм»

В конце октября Одесская киностудия к своему 100-летнему юбилею выпустила новый фильм: историческую мелодраму «Крепость Хаджибей». Фильм рассказывает о «героической» обороне задунайскими казаками и турецкими войсками турецкой крепости Хаджибей от русских войск во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

Главный мотив «Хаджибея», противостояние бравых украинцев России, — это основа сюжетов 80% украинского постмайданного кино. Достаточно привести список лучших фильмов 2020 года по версии недавно закончившегося Одесского кинофестиваля.

Лучшим документальным фильмом была признана лента про тренировочный лагерь батальона «Азов» (того самого, который обвиняют в многочисленных военных преступлениях во время боевых действий в Донбассе). Лучшим полнометражным фильмом стал «Бес» режиссёра Егора Трояновского о похищении сепаратистами украинского добровольца в Донбассе. Наконец, просто лучшим фильмом стала «Атлантида» — о будущем, в котором Украина «освободила Донбасс». Последний фильм заявлен от Украины на «Оскар».

Годом ранее в украинский прокат вышли «Гарет Джонс» (фильм о валлийском журналисте, который рассказывает миру о голодоморе), «Стус» (фильм о последних днях украинского писателя Василия Стуса, умершего в лагерях на Урале), «Круты 1918» (о боях украинских националистов с большевиками в годы Гражданской войны) и «Черкассы» — военная драма о сопротивлении украинских моряков в Крыму в 2014 году.

Такая же ситуация была и в 2018 году. Тогда вышли драма о последних днях жизни Петлюры, боевики «Донбасс» и «Позывной Бандерас» и многое другое. Но ни один из этих фильмов не окупился. К примеру, «Тайный дневник Симона Петлюры» при бюджете 47 млн гривен собрал в прокате лишь 1 млн. «Позывной Бандерас» собрал в 10 раз меньше, чем было потрачено на его производство, «Донбасс» — в 11 раз.

Украинский зритель попросту не готов переварить такое количество патриотического кино. Людям хочется видеть на экранах не войну, а позитив, об этом рассказывал украинскому порталу newsone.ua украинский режиссер Корней Грицюк. «У нас акцент преимущественно на патриотическое кино. Я не считаю, что сюжет фильма должен быть целиком пропагандистским. Например, в Румынии режиссеры снимают картины, в которых изображают ситуацию в стране не всегда позитивно. И что, это не патриотическое кино?» — задается вопросом он.

Порой стремление украинских властей профинансировать «правильное» патриотическое кино и сделать его массовым приводит к скандалам. К примеру, украинский культурный фонд выделил 8,9 млн гривен на фильм «Котик с горящими глазами». Представляя его на раздаче грантов, создатели заявили, что кино должно помочь украинцам «избавиться от травм войны, приобрести новые измерения героики, потому что, несмотря на трудности, украинский народ остановил военную агрессию гораздо более мощного и коварного врага». Вот только зрители не оценили картину про АТО, снятую в комедийно-ироничном стиле. Лента утонула в негативных комментариях и закономерно провалилась в прокате.

Впрочем, не только военному украинскому кино редко удается оправдать вложенные в него средства. К примеру, в 2018 году только один фильм из вышедших в массовый прокат смог окупить и собственные затраты, и выданную господдержку. При бюджете в 11 млн гривен комедия «Безумная свадьба» смогла собрать сразу 46 млн.

Денег нет, смотреть нечего

Причина кризиса отчасти в том, что украинское кино ушло с российского рынка, это признал в интервью бывший глава Госкино Филипп Ильенко. «Может ли украинский фильм окупиться на собственном рынке? Нет. Наш рынок недостаточно большой, а производство кино — дорогая затея», — говорил он.

При этом забавно, что сам Ильенко и стоял за созданием множества однотипных пропагандистских лент, будучи (вместе со своим отцом) связан с националистическим движением. И именно Ильенко стоял за выделением государственных средств на фильмы про «негодяев-москалей».

После ухода из России украинскому кино приходится искать новые рынки, но получается очень плохо.

Если фильмы не окупаются, то у студий банально нет денег. Помогает господдержка, однако у бедной Украины она по определению не может быть большой. Маленькие бюджеты не позволяют выделять много денег на рекламу. В результате и так немногочисленные зрители окончательно теряют интерес к кинотеатрам. А те постепенно закрываются. Только в Киеве за последние пять лет закрылось 7 кинотеатров. А имеющихся сейчас в стране 177 кинозалов просто недостаточно, чтобы собирать в прокате большие деньги.

Отсюда и запуски совместных проектов вроде «Крепости Хаджибей». Для украинских киностудий это шанс найти рынок в той же Турции, ведь деньги на него давали турецкие компании, а показ фильма, по заявлению киностудии, должен пройти «в 600 кинотеатрах Турции». Правда, готовы ли украинские зрители платить за кино, где исторический враг — Турция — представляется другом, пока неясно.

Назад в Россию

Между тем Россия (в отличие от Украины) запрещать украинское кино не стала. «Мы занимаемся производством своего кино, а не запретом чужого, чем советуем заняться и нашим украинским коллегам. Это всё от безделья», — прокомментировал возможность запрета ещё в 2015 году тогдашний министр культуры РФ Владимир Мединский. Однако по понятным причинам бесконечный поток боевиков про противостояние украинцев «российской агрессии» в России никому не интересен.

Результат украинской государственной политики в сфере кино получается прямо противоположный. Зрители устают от бесконечных патриотических лент и не идут в кинотеатры, создателям приходится делать то, чего власти не хотели бы допустить ни в коем случае: возвращаться в Россию. Как результат в 2020 году количество фильмов, снятых на украинском языке, снизилось по сравнению с предыдущим годом аж в 5 раз.

По данным украинского Государственного агентства по вопросам кино, если в 2019 году общее число фильмов в прокате и число фильмокопий, снятых, дублированных, озвученных или субтитрированных на украинском языке, составляло 523, то в 2020 году по состоянию на 1 октября — всего 286. При этом количество фильмов, снятых на украинском языке, в 2019 году составляло 159, или 30,9% от общего числа. В 2020 году этот показатель составляет лишь 34 фильма, или скромные 11,8%.

Да и простые зрители на Украине, устав от бесконечной ура-патриотической продукции, переключаются на российские фильмы и сериалы. Хотя многие телеканалы или кинопродукты из РФ на Украине запрещены, найти их на просторах интернета через VPN или поймать спутниковыми антеннами там легко. Вот и возвращаются украинцы к традиционному для себя контенту, пока депутаты Верховной рады придумывают очередные запреты.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах