Москвовед Татьяна Воронцова провела «АиФ» по местам приключений героев.
«Анастасия, Звезда моя!»
Москвы в «Гардемаринах» много. Причём она играет как саму себя, так выступает и в роли Петербурга. Действие фильма происходит в XVIII в., и все архитектурные объекты для съёмок подобраны именно в этом контексте.
Гардемарин Александр Белов (Сергей Жигунов) влюбился и проводит ночи под окнами Анастасии Ягужинской (Татьяна Лютаева). Красавица под домашним арестом по подозрению в заговоре против императрицы Елизаветы Петровны (Елена Цыплакова). Нам показывают великолепный дворец Юсуповых (Б. Харитоньевский пер., 21, стр. 4) (1). Резиденцию мы видим и в сцене ареста графини Анны Бестужевой (Нелли Пшённая) и Анастасии Ягужинской. Сюда приходит шпион де Брильи (Михаил Боярский) и предлагает Анастасии бежать с ним в Париж: «Анастасия, звезда моя!»
Дворец Юсуповых - интересное место, формировавшееся на протяжении конца XVII, XVIII и XIX вв. В его основе - сокольничий дом, охотничий дворец Ивана Грозного. Красивый памятник палатного зодчества с характерными деталями - небольшими колоннами с кокошниками, щипцовой крышей, большими каменными трубами. С января 2017 г. здание на капитальном ремонте, и фильм предоставляет возможность увидеть дворец Юсуповых изнутри - росписи потолочные и стенные, роскошную паркетную кладку, изразцовые камины, золочёную отделку.
После побега Анастасия в сопровождении де Брильи и переодетого в Аннушку гардемарина Алёши Корсака (Дмитрий Харатьян) заезжает к тётке, игуменье Леонидии (Римма Маркова), в монастырь, в роли которого выступает «Коломенское» (пр-т Андропова, 39) (2). Когда карета въезжает на территорию монастыря, видим храм Казанской иконы Божией Матери с характерными синенькими куполами. Ну и, конечно, главная достопримечательность «Коломенского» - церковь Вознесения Господня. Это самая большая шатровая церковь Москвы, чем очень гордятся сотрудники музея-усадьбы.
Подруга Алёши Корсака, сирота Софья Зотова (Ольга Машная), приезжает к тётке, надеясь на помощь, но её запирают под домашний арест. В окрестностях нетрудно узнать Крутицкое Патриаршее подворье (ул. Крутицкая, 17) (3) . Оно основано в XIII в. как монастырь, а потом превратилось в резиденцию епископов Сарских и Подонских. Тоже русское зодчество, кирпичная кладка, арочные проёмы, изразцовое оформление. Всё те же колонночки-кокошники, щипцовая крыша, как и в палатах Юсуповых. Крутицкое подворье - уголок Москвы, позволяющий совершить путешествие на машине времени на несколько столетий назад. Каменный комплекс, терем, переходы, храм. Рядом маленькие деревянные домики, булыжником мощённая дорога...
Якобы северная столица
В картине есть интересный момент, когда московская достопримечательность - музей-усадьба «Кусково» (ул. Юности, 2) (4) играет роль сооружения в Петербурге - резиденции лейб-медика Лестока (Владислав Стржельчик).
Владение Шереметевых - усадьба, организованная на европейский, петербургский манер: строгая разбивка, классические здания дворцового типа. Поэтому режиссёр позволила себе такую вот вольность: в Москве снимать Санкт-Петербург. По аллее мимо домовой церкви скачет гонец и подъезжает к Большому дворцу. Когда Лесток из окна наблюдает за казнью Бестужевой и Лопухиной, мы видим кухонный флигель и колокольню церкви Спаса Всемилостивого. А с балкона, куда выходят лейб-медик и граф Василий Лядащев (Александр Абдулов), открывается чудесный вид на цветочный партер, оранжерею, усадебную скульптуру. Забавный момент: когда Лесток с гардемарином Сашей Беловым подходят к другому окну, нам показывают Петропавловскую крепость, тем самым говоря: мы в Петербурге.Ещё одну подмену видим, когда тот же гардемарин приезжает в Питер с рекомендательными письмами к графу Путятину. В кадре уникальные ворота и кусочек здания - это Музей-квартира Александра Пушкина (ул. Арбат, 53) (5) , здесь поэт с Натальей Гончаровой поселились после свадьбы. Опознать место помогли ворота с редким для Москвы рисунком: греческие меандры (тип орнамента. - Ред.) в виде кругов, похожих на солнце.
В картине штык-юнкер Котов (Виктор Павлов) говорит директору Навигацкой школы (Семён Фарада) забавную фразу: «Я замечаю в вас некоторую непокобелимость... Непоколебимость». Если бы эта история происходила на самом деле, герои разговаривали бы в московской Навигацкой школе, где учились гардемарины. Это знаменитая Сухарева башня, располагавшаяся на пересечении теперешнего Садового кольца и Сретенки, достопримечательность Москвы XVIII-XIX вв. и начала XX в. Башню называли даже «невестой Ивана Великого» (колокольни Ивана Великого в Кремле). Настоящее архитектурное чудо, высотная доминанта, постройка с богатой историей: в XVIII в. - Навигацкая школа, потом - Адмиралтейство, в конце XVIII в. башня стала водонапорной. А после революции там обосновался Московский коммунальный музей. К сожалению, здание уничтожено в 1930-е гг., хотя лет за 10 до этого получило статус памятника архитектуры вне категории. Башню снесли как объект, мешавший развитию городского наземного транспортного движения.
«Над сценарием «Гардемаринов» мы работали с Юрием Нагибиным, - рассказывает «АиФ» режиссёр Светлана Дружинина. - Писатель, драматург с даром прозорливости. Именно Нагибин меня «подсадил» на время. Кстати, рукопись, которую мне прислала Нина Соротокина, называлась «Трое из Навигацкой школы». А название «Гардемарины, вперёд!» - привет от другого писателя - Вениамина Каверина. В «Двух капитанах» у него есть слова «Гардемарины, вперёд!». На подмосковной даче мы с Вениамином Александровичем работали над неким сценарием. Ссоры доходили до того, что я выходила в сад, а он кричал: «Вы пошли не в ту сторону! Станция находится направо!» Потом, остынув маленько: «Вам яичницу из двух или из трёх яиц?» - «Из двух». Приносил скворчащую сковородку, восклицал: «Гардемарины, вперёд!», и мы поедали яичницу, выпивали коньячок и снова были невероятно дружны. Название фильма - дань памяти тем дням с Кавериным».