Сегодня в широкий прокат выходит художественный фильм «28 панфиловцев», повествующий о легендарном бое красноармейцев 316-й стрелковой дивизии генерала И. В Панфилова. На протяжении нескольких лет к киноленте молодых режиссёров Андрея Шальопы и Кима Дружинина было приковано особое внимание не только из-за темы: военную драму начинали снимать в 2013 году на частные средства зрителей, а когда сумма пожертвований превысила 30 млн рублей, к финансированию подключилось министерство культуры России и министерство культуры Казахстана.
В интервью журналисту АиФ.ru Шальопа сказал, что президент РФ Владимир Путин уже посмотрел «28 панфиловцев», и картина ему понравилась. Но как встретят народную ленту российские зрители, будет известно в ближайшие дни. Пока же мы узнали у актёров фильма, что они думают о своей работе.
Алексей Морозов, исполнитель роли политрука Василия Клочкова
Я очень боялся, что фильм получится пафосным, а особенно много пафоса будет в моём монологе. Понятно, что фразы: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва», — ожидали все, ведь она есть в каждом военном музее. Но Андрей Шальопа растворил эту великую фразу в простом, человеческом, житейском монологе, благодаря чему пафос был снят. И я очень рад, что в результате у нас получилось не ура-патриотическое кино.
Фильм — это произведение искусства, которое выбирает и возвышает ту историческую правду, которая нужна конкретно для этого художественного произведения. А споры вокруг количества панфиловцев и отсутствия самого подвига мне кажутся мелкими и неумными, потому что есть факт того, что бой был, и танки были остановлены.
«Спокойно жгём танки» — я бы вообще взял эту фразу в качестве слогана к нашей картине. Эти ребята — герои, но они сами себя героями не ощущали. В момент совершения подвига они об этом не думали, они просто выполняли свою работу, и это очень верно показано в фильме.
Этот фильм хочется посмотреть ещё раз, поскольку в нём столько интереснейших поворотов, которые проходят настолько быстро, что не успеваешь их все рассмотреть и пережить. Нет разжёвывания, нет акцентировки, и это замечательно.
В фильме замечательный текст. Вообще очень трудно сегодня писать так, как люди говорили на войне, в окопах, и я считаю, что в картине «28 панфиловцев» окопная лексика была сохранена. Но чтобы до конца всё понять и расслышать, стоит пересмотреть фильм два или три раза.
Антон Кузнецов, исполнитель роли Решетникова
Это в хорошем смысле патриотическое кино, в котором нет военного пафоса. Мы не говорим в нём, что мы самые сильные, а герои нашего фильма не запрыгивают на танки и не вскрывают их консервным ножом — они вообще не супергерои. Они герои в человеческом, а не в комиксном смысле.
Мне кажется, что это один из лучших фильмов о войне в современной истории российского кино. У него очень интересные художественные приёмы, отлично прописанные диалоги, прекрасные батальные сцены и грамотное внутреннее содержание.
Мы постарались подойти к истории со всем возможным уважением. Все исторические детали, насколько это возможно, в фильме воспроизведены правильно: вооружение, техника и всё остальное, — мы считаем, что это важная часть.
Вероятнее всего, в фильме есть художественная неправда, но это не меняет ничего в его ценности. Нельзя относиться к художественным фильмам как к историческим документам. Это художественный месседж, основанный на реальном бою, который невозможно полностью восстановить.
Месседж, основной посыл этого фильма воодушевляет зрителей, и пусть не на подвиги (слава богу, сейчас не война и подвиги не нужны), а хотя бы на свершения в жизни.
Дмитрий Гирев, исполнитель роли Бондаренко
Я бы посоветовал зрителям попытаться прожить вместе с героями эту историю, а не думать: «28 панфиловцев — это миф, почему же они тогда здесь сражаются?» Нужно всё это отбросить, и просто сопереживать героям, ведь это ведь всё о нашей родине.
Зритель сейчас знает, как надо играть, как надо ставить, но почему-то не может просто взять и насладиться тем, что смотрит. Мне кажется, что зрители не должны думать: «Это же снято на народные деньги, значит, они нам должны показать это и это».
Если меня трогает кино, мне не важно, на какие деньги оно снималось, что было в преддверии этого. Если я переживаю, глядя фильм или спектакль, если он меня трогает, значит я ещё живой, у меня там внутри не мёртвое. Для этого я и хожу в кино.
На войне какие-то другие люди были, стальные что ли... Сложно было прочувствовать, как они это делали. У них всегда внутри горел огонь, с помощью которого они жили, с помощью которого двигались вперёд.
«28 панфиловцев» — это честная работа абсолютно всех: и костюмеров, и гримёров, и режиссёров, и актёров — команда собралась хорошая.