Когда в июле этого года были объявлены номинанты премии «Эмми-2019», казалось, что будущая церемония будет триумфом «Игры престолов». Это было даже, пожалуй, логично – несмотря на всю критику восьмого, заключительного сезона, это фэнтезийное шоу оказало заметное влияние на современное телевидение и стало в определенном смысле культовым. У «Игры» были миллионы фанатов по всему миру, им подражали, рейтинговые рекорды ставились один за другим. Кроме того, у сериала было больше всего номинаций – 14.
Но триумфа не получилось. «Игра престолов» обошлась скромными двумя победами и уступила большинство номинаций менее именитым и не таким раскрученным соперникам. Зато исторический сериал «Чернобыль», который вызвал столько споров в России, ожидаемо оказался на коне – академики «Эмми» признали важность и правильность именно такого подхода к популяризации событий российской истории среди западной аудитории.
Что получил «Чернобыль»?
Пятисерийный фильм о Чернобыльской катастрофе 1986 года получил скромные шесть номинаций, но формально это практически предел. Основная категория (лучший мини-сериал), режиссерская и сценарная, а также три актерские – Джаред Харрис (он сыграл советского ученого Валерия Легасова), Стеллан Скарсгард (Борис Щербина) и Эмили Уотсон (выдуманная героиня Ульяна Хомюк).
Что не понравилось тем, кто голосовал на «Эмми», непонятно, но «Чернобыль» не выиграл ни одной актерской номинации; возможно, так сериалу указали на то, что отдельных ярких ролей в нем не случилось. Зато он забрал все остальные призы – стал лучшим мини-сериалом, выиграл режиссерский и сценарный приз.
Кому же проиграл «Чернобыль»? Лучшим актером в мини-сериалах стал Джаррел Джером, исполнивший главную роль в фильме Авы Дюверней «Когда они нас увидят», в котором речь идет о серии убийств женщин в Нью-Йорке в 1989 году и о мужчинах, обвиненных в этих преступлениях.
Лучшим актером второго плана был выбран Бен Уишоу, сыгравший в сериале «Чрезвычайно английский скандал»; эта картина рассказывает о политическом скандале в Британии 1970-х. А лучшей актрисой второго плана была выбрана Патрисия Аркетт за роль в криминальной драме «Притворство».
Что не так с «Игрой престолов»?
Конечно, четырнадцать номинаций этого шоу – небольшое лукавство. Просто в некоторых категориях «Игра престолов» фактически соревновалась сама с собой. Например, на звание лучшего актёра второго плана в драме претендовали сразу трое представителей шоу (Питер Динклэйдж, Альфи Аллен и Николай Костер-Вальдау), а в аналогичной женской номинации было целых четыре актрисы из «Игры» (Гвендолин Кристи, Лена Хиди, Софи Тёрнер и Мэйси Уильямс). В режиссерской номинации было три эпизода шоу – третий, четвертый и шестой.
Пожалуй, те, кто голосовал за победителей «Эмми», оказались в сложной ситуации. Судя по отзывам (критиков и зрителей), восьмой сезон «Игры престолов» вышел неудачным. Он не оправдал ожидания фанатов, получил очень низкий балл на IMDb и разгромную критику от телеобозревателей. Награждать сериал в такой обстановке сложно. Но и совсем проигнорировать это шоу, ставшее одним из самых ярких событий телевизионной жизни 2010-х, было невозможно.
Поэтому полученные «Игрой престолов» награды можно посчитать компромиссом. Шоу признали «лучшим драматическим сериалом» – очевидно, не за восьмой сезон, а в целом, за всю сагу. Кроме того, приз был вручен Питеру Динклэйджу (за роль Тириона Ланнистера), который уже получал эту награду трижды. Так что и четвертая – даже после не слишком триумфального завершения шоу – выглядела логично, тем более что к «полумужу» (так Тириона прозвали в сериале) претензий было меньше всего.
В общем, прощание телевизионной индустрии США с главным сериалом десятилетия вышло скомканным и неловким – «Игру престолов» словно вытолкнули, как надоевшего родственника. Понять это можно – финал сериала (а это седьмой и восьмой сезоны) вышел растянутым на несколько лет, а ожиданий не оправдал, но вот простить – едва ли. Впрочем, на подходе несколько проектов по миру «Песни Льда и Огня» Джорджа Р. Р. Мартина; кроме того, писатель должен когда-нибудь завершить эту многострадальную сагу (он пишет её с середины 90-х и выпустил пять томов из обещанных семи), а уж там финал будет сногсшибательным. Во всяком случае, хочется на это надеяться.