Проблема современного отечественного кино о Великой Отечественной войне заключается в следующем: авторы настолько по-своему видят историю, что начинают грубо ей противоречить. В результате зритель видит перевернутый мир.
Синдром «Сволочей»
Более полутора десятилетий тому назад режиссер Владимир Меньшов отказался вручать приз фильму «Сволочи», назвав его «достаточно подлым и позорящим мою страну».
Авторы «Сволочей» утверждали, что их история основана на реальных фактах — якобы в НКВД было сформировано штрафное подразделение из уголовников-подростков для действий в немецком тылу.
На реальности сюжета настаивал автор сценария Владимир Кунин, уверявший, что и сам состоял в этом штрафном подразделении. К слову, на момент создания ленты Кунин уже много лет проживал в Германии.
Впоследствии историки документально подтвердили — вся история о подобной подготовке малолетних диверсантов является мифом от начала до конца.
Тем не менее и сегодня многие, кто смотрел «Сволочей», не знают, что все это абсолютная неправда. В отличие от гитлеровских попыток использовать детей с оккупированных территорий для диверсионных действий.
Первым был «Небесный тихоход»
Новый фильм Алексея Германа-младшего «Воздух», посвященный советским девушкам-летчицам, до таких поворотов не доходит. Но и здесь наблюдаются очень далекие от истины допущения.
Первый раз про девушек-летчиц на войне было рассказано в картине 1945 года «Небесный тихоход». Главный герой в исполнении Николая Крючкова после ранения отправляется командовать эскадрильей ночных бомбардировщиков, состоящей из девушек.
И хотя к этой ленте критики предъявляли множество претензий за «легкий жанр», против истины авторы не погрешили — именно «ночные ведьмы» на По-2 стали легендой военной авиации СССР.
Той же темы коснулся фильм «В бой идут одни старики» — там также фигурирует подразделение девушек на По-2.
И, наконец, в 1981 году вышла лента «В небе «ночные ведьмы», посвященная девушкам из 588-го, впоследствии 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого и ордена Суворова полка.
«Крылья» и «Литвяк»
Герман-младший коснулся другого вопроса — девушек-истребителей на войне.
Эту тему в советском кино поднимала в 1966 году режиссер Лариса Шепитько, снявшая картину «Крылья» с Майей Булгаковой в главной роли. Но фильм Шепитько, в героине которой угадывается Лидия Литвяк, — это больше психологическая драма, посвященная послевоенной жизни фронтовичка. Кстати, реальная Литвяк погибла на фронте.
В настоящее время продолжается работа над картиной «Литвяк», которую снимают Андрей Шальопа и Ким Дружинин.
Так лента Германа — это одна из первых попыток осветить данную тему. И с исторической точки зрения она не слишком удачна.
Где Ленинград, а где Саратов...
В фильме «Воздух» девушки-истребители прибывают на Ленинградский фронт в апреле 1942 года, чтобы защищать «Дорогу жизни».
Если даже убрать тот момент, что как раз в этот период ледовая «Дорога жизни» остановилась из-за таяния льдов, никаких девушек-истребителей в районе Ленинграда не было и быть не могло.
Осенью 1941 года по инициативе Героя Советского Союза Марины Расковой, добившейся поддержки Сталина, было решено сформировать три женских авиаполка — 586-й истребительный (самолеты Як-1), 587-й бомбардировочный (самолеты Пе-2) и 588-й ночной бомбардировочный (самолеты По-2).
Если с бомбардировщиками план в целом был успешно реализован, то с истребителями возникли большие проблемы. С перегрузками, которые возникали на этом классе самолетов, девушки справлялись с трудом.
В итоге 586-й полк был закреплен за ПВО и оставлен оборонять район Саратова, где и располагался учебный центр.
Более того, уже в 1942 году полк начали укреплять летчиками-мужчинами, так что он стал смешанным.
Ни о какой отправке женщин-истребителей под Ленинград весной 1942 года не могло быть и речи — рисковать девушками командование не хотело, поэтому им и поручили воздушную охрану тыла.
Лучшие под Сталинградом: на фронт отправили меньше эскадрильи
В сентябре 1942 года по настоянию Расковой и самих девушек группу лучших летчиц 586-го полка отправили под Сталинград, в распоряжение 434-го авиаполка.
Речь идет о 8 летчицах, которых никогда не задействовали в звеньях без мужчин. Девушки были героическими, сражались более чем достойно, но в целом было признано, что использование женщин в истребительной авиации неэффективно. Поэтому ни о каком дополнительном наборе девушек на эту специальность речи не было.
В фильме «Воздух» девушки-летчицы прибывают на Ленинградский фронт в качестве пополнения, и это подается так, словно командование привлекает женщин из-за нехватки мужчин.
Как уже говорилось выше, в действительности это была инициатива самих женщин, встреченная военным командованием скептически.
Никакой подготовки женщин в качестве летчиков-истребителей на базе военных училищ не велось, все они были воспитанницами Осоавиахима.
Как только стало ясно, что девушки с истребителями не справляются, их участие в боевых действиях стали максимально ограничивать.
Фантастическая сага
Если бы СССР жил так, как рисуют его в постсоветском кино, командование ВВС РККА собрало бы чисто женский полк истребителей и, страшась гнева вождя за невыполнение его распоряжения, отправило бы девушек массово умирать. На практике, как уже сказано, женщин берегли и старались ими не рисковать.
Режиссер картины «Воздух» Алексей Герман-младший называет это «допущениями» при рассказе «саги о подвиге женщин».
Но у нового поколения знания истории хромают на обе ноги, а тут им снова выдают сюжет о том, как нехватку мужчин-летчиков приходилось «затыкать» молоденькими девчонками.
Конечно, это не «Сволочи», но вопросов к такому подходу остается немало.