2016 год был объявлен Годом российского кино, в связи с чем по всей стране проводятся различные мероприятия, привлекающие зрителей смотреть отечественные фильмы; открываются новые кинотеатры; принимаются законопроекты, помогающие нашим кинематографистам не только выживать в условиях кризиса, но и приносить доход. Однако ответ на вопрос «Сколько российских фильмов окупилось в прокате в 2016 году?» оказался довольно грустным. Всего один отечественный проект, выпущенный с начала года, принёс прибыль. Им стал фильм-катастрофа «Экипаж» Николая Лебедева, который вышел на широкие экраны 21 апреля.
Дорогое удовольствие
Каждый год на финансирование российского кино государство выделяет сумму, сопоставимую с бюджетом одного голливудского блокбастера, — 6 млрд рублей. Министерство культуры на безвозмездной основе спонсирует некоммерческие проекты (авторские, дебютные, неигровые фильмы и анимацию), а Фонд кино поддерживает потенциально окупаемое кино, выделяя деньги как на безвозмездных, так и на возмездных условиях. Кстати, с возвратом денег государству у кинематографистов частенько возникают проблемы, и в нескольких случаях Фонд кино уже был вынужден судиться с безответственными продюсерами.
В 2016-м в честь Года российского кино на безвозвратной основе Фонд кино решил «подарить» 2,8 млрд рублей самым достойным проектам (1,8 млрд рублей разделят кинокомпании-лидеры, остальное — другие продюсеры в рамках общего конкурса). 15 фильмов от лидеров кинопроизводства, на которые делает ставку государство, уже известны. Это фантастическая драма «Притяжение» Фёдора Бондарчука, чёрная комедия «Шашлыки» Жоры Крыжовникова, исторический триллер о маньяке в царском Петербурге «Девятая», спортивный экшн о победе советских баскетболистов на Олимпиаде 1972 года «Движение вверх», история о декабристах «Союз Спасения» и другие.
Однако финансовая помощь от государства далеко не всегда гарантия успеха. К примеру, в прошлом году Министерство культуры обнародовало данные о самых провальных российских фильмах 2015-го, получивших поддержку. И потраченные на них суммы в сравнении с кассовыми сборами могут впечатлить любого.
В тройке самых неудачных вложений оказалась подростковая комедия режиссёра Рената Давлетьярова «Однажды». На её съёмки государство выделило 100 млн рублей, а в кассе картина собрала всего 12 млн. Другим неудачным вложением денег оказалась фантастическая комедия «Невидимки» Сергея Комарова о герое, который вдруг стал невидимым (из бюджета на картину дали 107 млн, а сборы составили всего 20 млн). Но главным «провалом» 2015-го можно назвать «Душу шпиона» Владимира Бортко. Драма заработала всего около 1,2 млн рублей, хотя на её производство было потрачено 640 млн.
Самые успешные и провальные российские фильмы 2015 года






Кто виноват?
Сколько угодно можно говорить о том, что отечественным продуктам не удаётся реализовать в прокате весь потенциал из-за непрекращающегося выхода голливудских блокбастеров, но кризис отечественного кинематографа налицо. И на вопрос, почему российские фильмы не окупаются, однозначного ответа нет.
Многие считают, что государству нужно внимательнее выбирать кинопроекты для вложения денег. Ведь как признаётся сама глава «Роскино» Екатерина Мцитуридзе, понять, как расходуются и окупаются эти деньги, практически невозможно: «Этой аналитики нет. Понять, как именно среднестатистический россиянин вкладывается в российское кино и чего он в итоге ожидает, тоже невозможно».
Другие уверены, что неокупаемость российских фильмов связана с отсутствием качественного продукта. Зрители с большим удовольствием пойдут в кино на зарубежную ленту, чем расстанутся с деньгами ради «кота в мешке», пусть даже отечественного.
Ещё одна проблема заключается в отсутствии профессиональных продюсеров: профессия «продюсер кино и телевизионных фильмов» в России появилась совсем недавно, и его роль в нашей стране пока не соответствует международным стандартам. Отечественные продюсеры мало занимаются раскруткой фильма, в отличие от западных, не вмешиваются в творческий процесс и не рискуют личными средствами.
Сами же продюсеры по большей части в своих неудачах обвиняют существующую систему проката.
Со всеми этими проблемами как раз и должен разобраться Год российского кино, к которому мы подошли далеко не с самыми приятными показателями. Если в 2013 году 59 отечественных картин, выпущенных на большой экран, заработали $258 млн, в 2014-м 84 фильма принесли $219 млн прибыли, то в 2015 году кассовые сборы 126 лент составили всего $116 млн.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть