Что известно о судах «Союзмультфильма» за товарный знак «Умка»?
Персонажи советских мультфильмов, созданных на киностудии «Союзмультфильм», после развала СССР часто оказывались в центре скандалов. Уехавший на Запад актер Олег Видов в начале 90-х каким-то образом приобрел права на 30-летнее распространение шедевров советских аниматоров на том же Западе. Эта история завершилась лишь в 2007-м, когда бизнесмен Алишер Усманов выкупил права у Видовской компании «Films by Jove» и отдал их «Союзмультфильму». Эдуард Успенский постоянно судился из-за придуманных им героев — в том числе и тех, которые стали героями популярных мультфильмов; студия смогла договориться с ним лишь в августе 2018 года, за считанные недели до смерти писателя. Ну а сейчас речь идет о товарном знаке со словом «Умка».
Кто такой Умка?
Формально это название самца белого медведя на языке одного из народов Севера. Но юные зрители и СССР, и России знают совершенно другого Умку — героя двух мультфильмов режиссеров Владимира Пекаря и Владимира Попова, которые вышли в 1969 году и назвались соответственно «Умка» и «Умка ищет друга». Персонаж был достаточно популярен, но его история не была закончена — в финале второго фильма Умка улетал от своей мамы-медведицы на вертолете, куда проник тайком.
Эта несправедливость была исправлена «Союзмультфильмом» в 2019 году — студия выпустила третью часть «Умка на елке», в которой маленький белый медвежонок оказывается на новогоднем празднике, все-таки находит там своего друга-мальчика, а затем возвращается к маме на большом ледоколе.
Еще в первых фильмах в исполнении Ады Ведищевой прозвучала песня Евгения Крылатова «Колыбельная медведицы», ставшая очень популярной в СССР.
В чем суть конфликта?
Многие компании незаконно используют Умку как товарный знак без выплаты лицензионных отчислений «Союзмультфильму». Студия обнаружила более пятидесяти случаев нарушения авторских прав, пишет «Коммерсантъ». Именно по ним и ведутся разбирательства в судах и других инстанциях.
В итоге коллегия Роспатента отменила предоставление правовой охраны целому ряду товарных знаков с упоминанием Умки. Среди них — производители бытовой химии, косметики и товаров для детей, кондитерских изделий и даже жидкости для омывателя автомобилей. Кроме того, своих товарных знаков лишились, например, ивановский интернет-магазин «Умкина Берлога», новосибирский центр родительской поддержки «Умка XXI век» и летний лагерь в Красноярске «UMKA Camp».
С решением коллегии согласны не все компании — они постараются вернуть товарные знаки через опросы клиентов и с помощью результатов лингвистических исследований.
Что у «Союзмультфильма» с лицензиями?
Напомним, что кроме Умки «Союзмультфильму» принадлежат права на Волка и Зайца из «Ну, погоди!», на обитателей «Простоквашино» (именно из-за них был спор студии и Эдуарда Успенского), а также на Чебурашку и Крокодила Гену — благодаря действиям Видова часть прав на этих героев оказалась у японцев.
Студия активно развивает использование этих товарных знаков.
«За 5 лет развития лицензионного направления киностудия “Союзмультфильм” заключила свыше 250 лицензионных контрактов», — рассказали aif.ru в «Союзмультфильме».
На студии также сообщили, что именами популярных персонажей мультсериала «Простоквашино» (в его современной версии) назовут десерты ряда крупных ресторанов, а герои классических лент — среди них «Винни-Пух», «Возвращение блудного попугая», «Чебурашка», «Ну, погоди!» и другие — появятся на школьных принадлежностях и молодежной одежде.
По данным «Союзмультфильма», продукция с изображением брендов имеется в 50 товарных категориях.