Примерное время чтения: 6 минут
1114

Блэкфейс, «Чемоданчик» и старая музыка. Как создавался фильм «Мы из джаза»

Кадр из фильма «Мы из джаза»

Советское музыкальное кино в 70-х и 80-х годах прошлого века было на подъеме. Выходили картины с популярными песнями, эти песни исполняли сами актеры, которые становились звездами эстрады, ничуть не уступавшими по популярности профессиональным певцам. И даже песни, часто стилизованные под какой-нибудь музыкальный жанр, становились хитами. Не избежал этой участи и фильм Карена Шахназарова «Мы из джаза», композиции из которого быстро ушли в народ, — как и некоторые фразы главных и второстепенных персонажей.

Фильм вообще оказался удачным — он завоевал достойное количество призов на различных всесоюзных и международных киносмотрах, хорошо показал себя в прокате. Но эта удача нужна была как воздух буквально всей съемочной группе — и Шахназарову, и его актерам. Они получили свой шанс и использовали его на все сто процентов.

Шахназаров «дожимает» Данелию

В посвященном «Мы из джаза» документальном фильме режиссер вспоминал, что накануне работы над этой картиной он всерьез подумывал над уходом из кино. Причиной была творческая неустроенность молодого режиссера; он совсем недавно окончил ВГИК, отслужил в армии, выпустил дебютную ленту «Добряки», но потом столкнулся с тем, что один его проект закрыли, да и другие утверждать не торопились. И тогда он на пару со сценаристом Александром Бородянским написал заявку на создание сценария фильма про становление джаза в СССР.

Задумка была амбициозной — предполагалось взять за основу биографию одной из легенд советской джазовой музыки и перенести ее на экран. Соавторы даже хотели привлечь к своему фильму Леонида Утесова, но тот отказался участвовать в этой авантюре. Не поддержали заявку и на киностудии «Мосфильм» — руководивший музыкальным объединением студии Георгий Данелия буквально отправил Шахназарова и Бородянского разрабатывать их идею дальше, до тех пор, пока из нее не выйдет что-нибудь путное. На это потребовались год и восемь вариантов сценария, который в процессе был переименован из «Джаза на повороте» в окончательное «Мы из джаза». В итоге Данелия просто «сдался», но не до конца — Шахназаров получил на свой проект скромные 400 тысяч рублей (обычно давали около 600 тысяч) и 3 месяца сроку.

Харатьян не подошел

Несмотря на ограниченные финансы, Шахназаров развернулся так, словно у него были те деньги, которые советское кино потратило на экранизацию «Войны и мира». Он провел масштабные пробы, которые, например, не прошел Евгений Леонов. А вот не менее легендарный Евгений Евстигнеев подошел как нельзя лучше — он в юности играл в самодеятельном джаз-банде, что и продемонстрировал на экране. Правда, повышенный гонорар Евстигнеева в смету на фильм не вписался, но актер согласился работать и за меньшую ставку.

Правда, такой кастинг имел и другую сторону — роли в картине не получили Евгений Дворжецкий, Михаил Ширвиндт, Сергей Маковецкий, Виктор Ильичев, Леонид Ярмольник и множество хорошо известных и сейчас актеров. На главную роль почти был назначен Дмитрий Харатьян, который хоть и окончил театральное училище буквально накануне, но фильмографию имел солидную; впрочем, «Зеленый фургон» с его участием тогда еще на экраны не вышел. Но потом на пробы пришел Игорь Скляр — причем прямо в военной форме, поскольку тогда служил в армии, — и забрал себе роль комсомольца Костика.

Любопытно, что и Александр Панкратов-Черный тогда подумывал о завершении кинокарьеры. Он тогда хотел быть режиссером, но его лента «Взрослый сын» подверглась серьезной цензуре, а следующие проекты вообще положили на полку. Приглашение на роль Степы в фильм Шахназарова Панкратов-Черный называл «судьбоносным»: «Мне предложили значительную роль, и я думаю, что это был чисто человеческий поступок — он [Шахназаров] просто протянул мне руку помощи, чтобы я задержался в кинематографе».

Это не «Веселые ребята»

В принципе, если говорят про джаз и советское кино, то первым вспоминается фильм Григория Александрова «Веселые ребята», где как раз играл Утесов и звучал джаз. И, видимо, было неизбежно, что на государственной приемке впервые прозвучали сравнения работы Шахназарова с той картиной. И, как сказал один из чиновников, «Веселых ребят» не получилось — получились «Веселые мужики». Но для одобрения ленты хватило и этого.

Конечно, по тем временам сама идея снять фильм с названием «Мы из джаза» была достаточно смелой. С 1920-х прошло почти полвека; джаз из чего-то запретно-иностранного превратился в официально разрешенный жанр, и в стране действовало множество оркестров джазовой музыки. Забавно, что в чем-то картина Шахназарова пересекается с вышедшей несколькими годами позже польско-советской комедией «Дежа вю» — в смысле джаза, Одессы, 1920-х. Правда, в 1983-м в моде была совсем другая музыка — и это, кстати, тоже вызывало опасения киношного начальства. Какой джаз, если из каждого советского окна звучит что-то вроде рока, а на эстраде царит поп?

«Чемоданчик» зашел

Но удивительное дело — зрителям понравились и разбитной «Чемоданчик», и вполне лирическая композиция «Старый рояль» в исполнении Скляра и латвийской певицы Ольги Пирагс. За Панкратова-Черного, кстати, пел оператор картины Владимир — и «Чемоданчик», и «Прости-прощай, Одесса-мама»; Шевцик потом помогал Шахназарову и в следующей картине — в ленте «Зимний вечер в Гаграх» он дуэтом с Ларисой Долиной исполнял «Дружбу».

В народ ушли и несколько фраз из фильма — особенно, конечно, «играй как следует, фраер, а то наваляю», сказанная героем Панкратова-Черного. И пусть из картины убрали почти весь одесский жаргон, пусть Лариса Долина и Николай Аверюшкин щеголяют на экране недопустимым по нынешним временам «блэкфейсом» — судьба оказалась благосклонной к создателям «Мы из джаза».

В прокате картина хоть и не стала хитом — в том году царил «Вокзал для двоих» Эльдара Рязанова, — но показала очень хорошие результаты, ее посмотрели 17,1 млн зрителей. «Мы из джаза» стал лучшим музыкальным фильмом года по опросу журнала «Советский экран», собрал уйму наград. В общем, из профессии Шахназаров и Панкратов-Черный не ушли. У режиссера впереди были «Курьер» и «Город Зеро», а актер просто стал звездой — как, например, и Игорь Скляр, который как раз потом преуспел и на эстраде, записав в 1985 году несомненный хит «Комарово».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах