Последние два года Александр Петров, безусловно, является самым востребованным отечественным актером. «Лёд», «Гоголь», «Притяжение», телесериалы «Звоните Ди Каприо!», а также «Полицейский с Рублевки» и его кинопродолжения, кассовый хит «Т-34» и недавний не слишком удачный «Герой». Правда, во всех этих случаях, что называется, короля играла свита: успех фильмов был обусловлен работой всех, кто над ними трудился, и потому споры о том, насколько Петров заслуженно является звездой, не утихают и поныне. Но любопытно, что вне кинематографа он как раз проявлял себя в роли одиночки: например, его моноспектакль «#Зановородиться» с успехом шёл три года и закончился, похоже, когда актер его перерос. И новый (если не сказать — очередной) фильм с участием Петрова — «Текст» по роману Дмитрия Глуховского — хороший повод посмотреть, сможет ли актер вытащить картину, которая практически целиком построена на его игре.
Студент Илья Горюнов (Петров) живет в подмосковной Лобне и учится на филфаке МГУ. Учится не слишком усердно, заваливает экзамен, но вместо того, чтобы готовиться к переэкзаменовке, ссорится с матерью и едет в Москву, чтобы оттянуться в ночном клубе. Но в клуб приходят полицейские, Илья вступает с ними в перебранку и с подачи сотрудника ФСКН Петра Хазина (Иван Янковский) оказывается в тюрьме.
На свободу Горюнов выходит только через семь лет. Его мать умерла накануне возвращения сына, с девушкой (Софья Озерова) он расстался еще во время заключения, у друга Сереги (Максим Виноградов) семья и маленький ребенок, на бывшего зека у него нет времени. Хоронить мать не на что, деньги нужны и на попытку уехать подальше, в теплые страны (например, в Колумбию), так что Илья вспоминает о главном виновнике всего этого кошмара: сотруднике полиции Хазине. Они встречаются, но события развиваются не по плану: Хазин убит, тело спрятано, а у Ильи в руках оказывается его смартфон. И он начинает заменять убитого для друзей, родителей, любовницы (Кристина Асмус) и подельников по не очень законным делам.
Дмитрий Глуховский — один из самых известных российских писателей-фантастов, и его произведения давно напрашивались на экранизацию. Правда, речь шла не о «Тексте», а об антиутопии «Метро 2033». «Метро» Глуховский написал еще в начале нулевых, после отказа издательств выложил его в интернет, и лишь после сетевой популярности книга вышла сначала в «Эксмо», а потом — в издательстве «Популярная литература». Реклама «Метро 2033» была повсюду, и тираж в итоге оказался фантастическим: миллион экземпляров. Но с экранизациями истории о будущем, в котором остатки человечества ютятся на станциях метро и сражаются с мутантами, как-то не складывалось, хотя этим проектом одно время интересовались даже американские продюсеры. Сейчас анонсировано, что фильм по «Метро 2033» будет делать российский канал ТВ-3. Со времен выхода дебютной книги Глуховский выпустил еще несколько фантастических романов (два из них — сиквелы, «Метро 2034» и «Метро 2035»). Но первым был экранизирован подчеркнуто реалистический «Текст».
Режиссером картины стал Клим Шипенко, который начинал с психологического детектива «Кто я?» и ромкома «Любит не любит», а в 2017 году снял «Салют-7» с Владимиром Вдовиченковым и Павлом Деревянко — драму о том, как советские космонавты восстановили управление космической станцией. Сценарий к «Тексту» писал сам Глуховский.
«Текст» — это фильм о человеке, который теряет самого себя. Любопытно, что за семь лет, проведенных за решеткой, Илья смог остаться почти прежним, а нескольких дней на свободе ему хватило для окончательного падения. Куда он упал, не столь важно: пожалуй, во тьму, но в мире «Текста» тьмы хватает везде. Полицейские торгуют наркотиками и задерживают невиновных лишь потому, что те им не понравились. Друзья отворачиваются в самый сложный момент, а любви, похоже, и не существует вовсе.
В принципе, «Текст» мог бы стать российским «Джокером», но отсутствие мифологии, которая высится за фильмом Тодда Филлипса, в данном случае оказывается критичным моментом. «Джокер» далеко не прост, и после его просмотра появлялось множество вопросов. Вот только ответы — пусть и всегда разные — можно было найти в самом фильме. После «Текста» вопросы тоже появляются, но ответа на них не дается, слишком уж лихо был порезан текст романа при переделке его в сценарий. В итоге история получилась не слишком логичной, и мотивы главного героя понять почти невозможно. Зачем он полез в чужой телефон? Как он научился пользоваться современными устройствами, сидя в тюрьме?
При этом актеры стараются, чтобы на несуразностях внимание зрителей не фокусировалось, и в целом им это удается. Особенно хорошо отвлекает от раздумий Петров: для него «Текст» стал фактически бенефисом, поскольку большинство других действующих лиц появляются лишь на экране смартфона, а иногда — просто в текстовых сообщениях. Но этот прием по факту только подчеркивает беспросветность и безысходность существования отдельно взятого человека — не в Лобне, конечно, и не в Москве, а вообще, но от этого не легче.
Любопытно, что выход фильма почти совпал со скандальным делом Ивана Голунова, журналиста, который был арестован как раз за наркотики, но после протестов освобожден, а обвинения с него были сняты. Кроме созвучия имен Голунова и героя «Текста» (роман, напомним, был написан за два года до этих событий) совпали и другие детали сюжета: например, подброшенные наркотики как главный довод обвинения. После этого МВД пообещало сурово наказывать полицейских, которые практикуют подобное. Ну а Голунова позвали на премьеру «Текста», видимо, как человека, невольно воплотившего книжный текст в жизнь.