Примерное время чтения: 6 минут
8111

Бей как Рокки. Что не так в фильме о советском боксере «Мистер Нокаут»?

/ «Мистер Нокаут» / Кадр из фильма

Кинобиографии спортсменов, как правило, снимаются по одним и тем же канонам, как, впрочем, и любой другой фильм о спортивных соревнованиях. Авторы стараются показать путь к успеху, который прерывается в самом конце по той или иной причине, но человек находит в себе силы преодолеть трудности и испытания и одержать победу над серьезным соперником. В России этот жанр освоили достаточно хорошо: «Легенда № 17» или «Движение вверх» тому свидетельство. Были и байопики футболистов Эдуарда Стрельцова и Льва Яшина, лыжницы Елены Вяльбе («Белый снег»). А сейчас в прокат выходит «Мистер Нокаут» Артема Михалкова — достаточно подробная биография советского боксера и олимпийского чемпиона Валерия Попенченко.

Советский боксёр, чемпион Олимпийских игр 1964 года в Токио, 2-кратный чемпион Европы, 7-кратный чемпион СССР Валерий Попенченко. На Олимпиаде в Токио был награждён Кубком Вала Баркера как самый техничный боксёр.
Советский боксёр, чемпион Олимпийских игр 1964 года в Токио, 2-кратный чемпион Европы, 7-кратный чемпион СССР Валерий Попенченко. На Олимпиаде в Токио был награждён Кубком Вэла Баркера как самый техничный боксёр. Фото: РИА Новости/ Юрий Сомов

Попенченко — фигура в отечественном боксе полулегендарная. Он воспитанник суворовского училища в Ташкенте, куда попал после гибели отца на фронте. Там он занимался боксом и в 18 лет стал чемпионом СССР среди юношей. В 1960-м он начал серию впечатляющих побед: шесть раз выигрывал чемпиона СССР, дважды становился чемпионом Европы, а в 1964-м взял золото Олимпиады. Попенченко отличался своей техникой — и в Токио заслуженно получил переходящий Кубок Вэла Баркера, который вручают самому техничному боксеру Олимпиады. В общем, достойный герой спортивного байопика, о котором стоит знать и современным зрителям.

Фото: Кадр из фильма/ «Мистер Нокаут»

Михалков в своем фильме рассказывает о жизни Попенченко (его играет Виктор Хориняк) с детства и до той самой олимпийской победы. Правда, большая часть биографии подается через флешбэки. Вот Виктор (героя в детстве играют два юных актера: Андрей Титченко и Олег Чугунов) по прозвищу Пончик прощается с уходящим на войну отцом. Вот он с матерью приезжает в Ташкент, сталкивается с местными хулиганами и знакомится с Сашкой (Никита Григорьев), который стал его другом и соперником в первой любви. Вот он уже в Ленинградском морском училище категорически отказывается возвращаться в бокс, но настойчивый тренер Григорий Кусикьянц (Сергей Безруков) всё-таки уговаривает его заниматься. Вот он одерживает первые победы, за которые получает в прессе прозвище Мистер Нокаут, а вот знакомится с девушкой, в которую влюбляется. А вот и финальный матч той самой Олимпиады-1964 и тяжелый противник, победить которого необходимо не только для того, чтобы стать чемпионом.

Из этих эпизодов можно узнать о том, где Попенченко рос, как закалялся его характер, где он овладел боксерскими навыками и как дошел до своей главной победы. Но это не официальная биография: в ней много выдуманных эпизодов, которые, видимо, необходимы для того, чтобы показать героя живым человеком.

Злой командир корабля бездушно уничтожает фото с записанным на нём телефоном девушки, Кусикьянц тайком проникает на тот же корабль и тренирует своего подопечного, а потом и вовсе отправляет его на подпольные бои без правил. Чтобы протолкнуть своего воспитанника в спортивное общество «Динамо», тренеру приходится идти на поклон к старым друзьям (на самом деле Попенченко сразу был принят в это общество). Ну и финальный олимпийский матч, который наш боксер едва не проиграл, но сумел собраться и выиграть (этот поединок продолжался буквально минуту, за которую Попенченко успел отправить в нокаут немецкого боксера).

Но реальный Попенченко и без этих выдумок не был машиной для боксирования, какой показан в четвертом «Рокки» советский боксер Иван Драго. Путь советского чемпиона к вершинам спортивной славы, разумеется, не был устлан розами: он всего добился тяжелым трудом, с помощью которого лишь дополнил свой природный талант. Вокруг него существовала система, и он был её частью, но эта система была нацелена не на производство отдельных суперзвезд, а на массовый спорт. И не совсем понятно, зачем в «Мистере Нокауте» Попенченко превратили в некое подобие того же Рокки Бальбоа, которому он вполне мог дать фору — и всё равно победить.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах