«Бегущий по лезвию 2049» был одним из самых засекреченных кинопроектов последних лет. Сценарий новой ленты режиссёра Дени Вильнёва тщательно скрывали от посторонних и автоматически удаляли с электронных устройств актёров уже через 36 часов, положенных на изучение текста. Как результат – о сюжете сиквела практически ничего не было известно даже журналистам, но после пресс-показа вряд ли кто-то из них остался недоволен.
Научно-фантастический нуар
Первое, что стоит сказать о «Бегущем по лезвию 2049» – антураж и атмосфера фильма Ридли Скотта в нём полностью сохранены. Время в этой научно-фантастической вселенной, кажется, почти остановилось, и даже не верится, что с момента выхода на экраны оригинальной истории прошло 35 лет, а действие сюжета перенесено аж в 2049 год.
Другая хорошая новость – российскому зрителю будет особенно приятно рассматривать декорации нового «Бегущего»: на экране то и дело мелькают надписи на родной кириллице и реклама гастролей Большого театра «из СССР». Да, в альтернативной вселенной «Бегущего по лезвию» СССР всё ещё существует. В мире, где репликанты (андроиды) противостоят человечеству, роботы читают Владимира Набокова, боготворят Фрэнка Синатру, любят пересматривать выступления Мэрлин Монро и… не пользуются мобильными телефонами.
Действие сиквела разворачивается спустя 30 лет после событий оригинальной ленты. Земля к этому времени стала практически непригодной для жизни, и большинство людей были эвакуированы на другие планеты. Офицер полиции (Райан Гослинг), чтобы спасти человечество от создателя репликантов (Джаред Лето), решает найти бывшего офицера спецподразделения полиции Рика Декарда (Харрисон Форд), который бесследно исчез 30 лет назад.
Новый фильм развивает старые тайны, добавляет новые и расширяет вселенную так, что даже внимательные читатели литературного оригинала - «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» – вряд ли догадываются, каким кинематографисты увидели вымышленный мир Филипа К. Дика через 50 лет. А вот из неприятных новостей лишь та, что любой спойлер может серьёзно испортить впечатление от захватывающей детективной истории.
В далёком 1982 году дорогостоящий блокбастер «Бегущий по лезвию» в широком прокате провалился - не все зрители и даже профессиональные критики оказались готовы принять его иносказательный язык, меланхоличность и кажущуюся медлительность. Свою ошибку они признали лишь через несколько лет, однако с сиквелом подобного инцидента не произойдёт – сегодня уже все понимают, что «Бегущий по лезвию 2049», как и фильм Скотта, не простой фантастический триллер, а философское высказывание на тему того, что делает человека человеком.
Кроме того, создатели нового «Бегущего по лезвию» не только остались верны эстетике оригинала, но и учли его некоторые «ошибки». Зрители 80-х ругали Скотта за отсутствие хэппи-энда, на этот же раз история более оптимистична, чем уже не раз похвастался сам Вильнёв.
«Рик, мы дома»
В 1982 году многих актёров «Бегущего по лезвию» оскорбляло равнодушие режиссёра к их работе - Скотт уделял больше внимания уникальному антуражу ленты, чем артистам в кадре. Но в случае с Вильнёвом всё происходило как раз наоборот. За визуальную составляющую отвечал оператор Роджер Дикинс, который на этот раз вряд ли останется без «Оскара». Сам же режиссёр мог спокойно остановить съёмки на несколько часов в разгар рабочего дня, чтобы в очередной раз обсудить сложную сцену даже с опытными актёрами. И результат налицо – от игры Райана Гослинга, Аны де Армас, Сильвии Хукс, Джареда Лето, Харрисона Форда сложно оторвать глаза.
Более того, присутствие последнего в этом фильме оказалось приятной неожиданностью для поклонников оригинальной истории. Когда-то Форд клялся, что первый «Бегущий по лезвию» стал самой ужасной работой в его карьере, а всё дело в многолетнем споре актёра с режиссёром. С первого дня Форд, в отличие от Скотта, считал, что его герой – Рик Декард – не может быть репликантом. В 80-е годы разногласия кинематографистов чуть было не привели к потасовке на съёмочной площадке, поэтому продюсеры предпочли оставить этот вопрос открытым. Однако фильм «Бегущий по лезвию 2049» расставил все точки, опровергнув версию Скотта. В «Бегущем по лезвию 2049» Декард постарел, а значит, он обычный человек (и это даже не спойлер – пожилого Форда можно увидеть в любом трейлере фильма).
Однако не рассчитывайте, что весь фильм будете любоваться старым добрым Декардом. Почти всё экранное время в «Бегущем по лезвию 2049» занял Гослинг. Форд появляется лишь в «третьем акте» и выступает, скорее, в виде талисмана. Здесь сложно избежать сравнения Рика Декарда с постаревшим Ханом Соло из «Звёздных войн: Пробуждение Силы» 2015 года, который многозначительно говорит Чубакке: «Чуи, мы дома», – чем вызывает не только аплодисменты, но и слёзы зрителей.
И последнее – вам не обязательно видеть оригинал, чтобы понять «Бегущего по лезвию 2049». Если по какой-то случайности вы упустили из виду одну из самых значимых научно-фантастических киноработ XX века или по прошествии стольких лет забыли, чем она завершилась, вам помогут начальные титры сиквела, которые введут всех в курс дела.