Ваня (Алексей Весёлкин-младший) — молодой, но не слишком успешный в жизни парень. Конечно, от его рабочего места до Кремля рукой подать — самый центр Москвы. Вот только работа эта — швейцаром в отеле. А дома у Вани нет. Он ночует в купленной в кредит машине. Задолжал банкам больше миллиона рублей. На досуге Ваня снимает компрометирующие видео об известных посетителях отеля и выкладывает их в интернет. Грезит о том, что когда-нибудь всё-таки станет успешным. И моделирует своё светлое будущее в фотошопе. Ваня делает коллажи, помещая себя на фото с известными людьми. Вот Владимир Путин вручает ему медаль. Вот он вместе с Дмитрием Медведевым. А вот с Сергеем Светлаковым (а у Гоголя, кстати, Хлестаков хвастался, что «с Пушкиным на дружеской ноге»). Помогает, когда показываешь такие фото гаишникам — иногда отпускают.
Но вот к злостному должнику приходит коллектор Сергей Сергеевич, суровый и бесстрастный, его не разжалобишь и не переубедишь: подавай полтора миллиона рублей. Денег у Вани нет, машина — почти рухлядь, зато должник вспоминает, что у его отца где-то имеется двадцать гектаров земли. Сергей Сергеевич с Ваней отправляются в путешествие — за единственным ценным имуществом должника. Дорога приводит их в городок Верхний Сапожок, где коррумпированные губернатор, мэр и их окружение разворовали деньги на новый мост, да и вообще на многие другие важные для города вещи: компьютерный класс, магнитно-резонансный томограф, ремонт объектов культурного наследия. В это время проворовавшегося губернатора арестовывают, а до мэра Верхнего Сапожка доходит информация, что в город инкогнито приезжают с проверкой сотрудники Следственного комитета. По невероятной случайности Ваню и сопровождающего его коллектора принимают за ревизоров. И если у классика проворовавшиеся чиновники пытаются убедить ревизора в своей честности, то герои современные не то, чтобы пытаются — скорее, мучительно решают, как бы так дать взятку, чтобы столичные проверяющие уж точно не отказались.
Кинокомпания Тимура Бекмамбетова «Bazelevs Distribution» уверенно стремится занять нишу, в 90-е освоенную Александром Рогожкиным, — создавать кино о русской жизни, без прикрас, с юмором, ироничное, но совсем не злое — как «Особенности национальной охоты». Учитывая успех фильма Жоры Крыжовникова «Горько!» — спрос на такое кино есть. Ещё недавно все смеялись над суровыми русскими свадьбами. Чуть позже, в «Горько-2», над особой манерой ведения бизнеса, когда от бандитов можно спрятаться исключительно в могиле. Но вот пришло время посмеяться над одной из самых болезненных в России тем — коррумпированностью власти.
Мэр Верхнего Сапожка, сыгранный Александром Воробьёвым, — человек не злой, не испорченный, просто он привык, что все так живут — берут взятки, воруют бюджетные деньги — и даже не думал, что, оказывается, можно поступать иначе. В момент внезапного пробуждения совести он даже наденет ордена и пойдёт крушить нечестным путём нажитый «Роллс-Ройс Фантом» стоимостью более 500 тысяч долларов. Всё ради Великой России. Правда, узнав, что его обманули, мгновенно забудет о совести — и предастся яростной жажде мести.
Молодой хитрец Ваня, роль которого исполнил Алексей Весёлкин-младший, по ходу фильма вызывает всё больше симпатии — если вначале это пустоватый и глуповатый паренёк, то к концу он доберётся практически до роли супергероя.
В фильме есть и лихие автопогони, и любовная линия, и даже удивительное камео — руководитель управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета Российской Федерации Владимир Маркин сыграл самого себя. Впервые в большом кино!
Персонажи — тоже вполне узнаваемые. Полицейские, которые забирают у задержанных деньги, морят их голодом и пытаются повесить на них все нераскрытые на участке дела. Начальник местной полиции, разъезжающий на «Порше» и сваливающий все промашки на своих сотрудников. Хитроватый заместитель мэра, фактически «рулящий» делами в городе. Владелец придорожной забегаловки под громким названием «Калифорния», не упускающий возможности украсть всё, что плохо лежит.
Забавное совпадение — название городка Верхний Сапожок режиссёр Александр Баранов просто придумал. Только начав съёмки в Рязанской области, он узнал, что в её состав входит село... Малый Сапожок.
«Конечно, некоторые моменты в фильме показаны утрированно, например, гольф-поле с зелёной травой в самый разгар зимы, и это посреди провинциальной разрухи, — говорит режиссёр фильма Александр Баранов. — Но, с другой стороны, коррупция в стране запредельная, и истории про золотые унитазы и тигров на цепях уже никого не удивляют. Мы показываем одну из главных бед России юмористически, без сатиры: никто не лучше и не хуже — все хороши. Надеемся, что зрители смогут от души посмеяться над происходящим в фильме, но в какой-то момент им станет немного грустно от того, что всё у нас так».
Грустно действительно становится. «Здесь вам Россия, а не Москва», — говорит один из героев фильма. Портрет России выходит очень печальный: разваливающиеся памятники культуры, дети, оставшиеся без школьных компьютеров, автомобильный мост, который может выдержать максимум двух человек, так как деньги на него уже давно распилены на красивую жизнь местных градоначальников — история настолько узнаваемая, что действительно заставляет взгрустнуть. Но финал внушает надежду, что всё ещё изменится. Нет, конечно, никаких гарантий. Но надежда всё-таки есть.
«День дурака» — фильм, который будет понятен, пожалуй, каждому — и москвичу, и провинциалу, и подростку, и пенсионеру. И сотруднику Следственного комитета, и проворовавшемуся чиновнику.