Примерное время чтения: 7 минут
82176

Культурная столица года. Лучшие города выбирают в рамках конкурса

Ирина Болдырева, пресс-служба конкурса «Культурная столица года».

Итоги очередного этапа конкурса «Культурная столица года 2024» подвели в Москве. На мероприятии были объявлены финалисты. Результаты представили:

  • председатель оргкомитета конкурса «Культурная столица года», депутат Государственной Думы ФС РФ, профессор Николай Новичков;
  • член оргкомитета конкурса «Культурная столица года», доцент Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ им. М. В. Ломоносова Александр Протасевич.

В начале мероприятия Николай Новичков напомнил присутствующим, что на федеральный уровень конкурс вышел впервые. В разные годы мероприятия схожего формата проводились на уровне отдельных субъектов Российской федерации, таких как Пермский и Красноярский края, Ульяновская область, а также в Приволжском федеральном округе.

— Планируется, что конкурс будет ежегодным, — подчеркнул Николай Новичков. — В 2023 году проходит конкурс «Культурная столица года 2024», в следующем году — «Культурная столица года 2025», и так далее. Идеология конкурса проста: мы хотим увидеть, прочувствовать амбиции наших городов, которых, я напомню, в России больше 1000. Вместе с городскими командами мы хотим разобраться, какими эти города должны быть в XXI веке и какую роль они будут играть в жизни граждан.

Фото: Ирина Болдырева, пресс-служба «Культурная столица года»

Отдельно Николай Новичков пояснил, почему особый упор в конкурсе делается на культурную составляющую:

— Для нас культура — это не только искусство, музеи и театры, но и в целом цивилизационная основа нашего государства, когда все, что связано с осознанной деятельностью людей в городах, является культурным фактором. Поэтому в идеологию конкурса был заложен межотраслевой контекст взаимодействия, когда культурную амбицию формируют не только работники и деятели культуры, но и многие другие управленцы и специалисты, отвечающие за жизнедеятельность города по целому ряду ключевых направлений.

В конкурсе приняли участие административные центры субъектов РФ и города с населением от 250 000 человек. К заполнению заявок на конкурс приступила 21 команда, а подано было в результате 19 заявок. География получилась широкой — от Калининграда до Дальнего Востока и от севера России до Кавказа.

— Подача заявок была организована в электронном виде, примерно так, как это делается при проведении конкурсов Президентского фонда культурных инициатив, который, кстати, хотелось бы особо поблагодарить за поддержку проекта, — отметил Протасевич.

Заявки городов рассматривали эксперты — авторитетные деятели в сферах культурной политики, урбанистики, государственного управления, образования и креативных индустрий.

— В основу заявок была заложена оценка по 12 ключевым направлениям — от культурного наследия до урбанистики до инноваций, в 3-х измерениях — прошлое, настоящее и будущее, — объяснил Протасевич. — В целом заявка каждого города экспертами оценивалась по 108 показателям в баллах, была проделана огромная работа. Состав экспертного совета не озвучивается, чтобы у конкурсантов не возникало соблазна выйти на его представителей и попытаться как-то повлиять на результаты оценки.

Фото: Ирина Болдырева, пресс-служба «Культурная столица года»

Максимальное количество баллов, которое мог набрать один город — 12 000, и в финал прошли те, кто получил более 8 000, т. е. 2/3 от возможных. Таких городов оказалось 8:

  • Грозный,
  • Калининград,
  • Нижний Новгород,
  • Новосибирск,
  • Самара,
  • Томск,
  • Чебоксары,
  • Чита.

Спикер также выразил признательность всем городам, подготовившим достойные заявки, но не прошедшим в финал. Он особо отметил, что участникам, не являющимся административными центрами регионов, по ряду причин было несколько сложнее работать над заявками, и выразил в связи с этим особое уважение инициативным командам из Новороссийска и Подольска.

У каждого из городов-финалистов в рамках конкурса просматривается совершенно уникальное позиционирование.

— Например, Грозный видит себя как город культурного наследия и событийного туризма; Нижний Новгород — как «100% Россия», средоточие богатой истории и активной современной жизни; Самара в своей концепции опирается на космические технологии, Новосибирск — на авангард и лидерские устремления, Чебоксары — на благоустроенность и преимущества города на Волге; Томск делает неожиданный акцент на аллегории «Изумрудного города» своего земляка — писателя Александра Волкова, Чита представляется как культурный мост между Россией, Китаем и Монголией, а Калининград — как комфортная площадка для взаимодействия бизнеса, образования и культуры, — прокомментировал Протасевич.

Конкурс охватил все федеральные округа, и заявки оказались весьма качественными.

— Между тем, практически к каждой заявке есть свои вопросы. Так, например, для многих конкурсантов слабым местом стали подходы к территориальному маркетингу и брендингу, — рассказал Николай Новичков. — Бывая в разных городах, я постоянно задаю его жителям один вопрос: почему я должен приехать к вам во второй раз? Обычно отвечают, что «наш город — самый лучший». Ответ вполне закономерный и ожидаемый, но я бы предпочел более обоснованный комментарий на 4-5 пунктов.

На 14 июля 2023 года назначен установочный семинар для городов-финалистов. На нем организаторы ознакомят команды городов-лидеров с теоретическими и практическими задачами заключительного этапа, после чего начнется активная работа по подготовке презентаций проектов программ, которые города готовы будут реализовывать в 2024 году в случае победы в конкурсе. Результаты этих усилий будут представлены на торжественной церемонии в Москве в конце сентября. Там же будет объявлен город-обладатель почетного звания «Культурная столица года 2024».

Инициатор конкурса — Фонд развития культурной, научно-образовательной и социально-экономической сфер территорий «Культурная столица» при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах