Компания Disney в России запустила продолжение социокультурного проекта «Счастье — это...», цель которого в том, чтобы помочь молодым российским кинематографистам снять кино для большого экрана. АиФ.ru узнал подробности у председателя жюри проекта, креативного продюсера компании Disney в России, режиссёра, сценариста, актёра Владимира Грамматикова.
Елена Яковлева, АиФ.ru: Владимир Александрович, расскажите, как появилась идея первого проекта «Счастье — это...»?
Владимир Грамматиков: Всё началось с проблемы отсутствия кадров в семейном кино. Когда мы захотели сделать историю в стиле Disney, ничего не получалось, потому что все наши драматурги находятся в какой-то тяжелейшей депрессии. Про что-то трагичное они напишут с полпинка, а что-то прозрачное, внятное, светлое — нет. Тогда, почти пять лет назад, я пришёл к нашему генеральному директору Марине (Марина Жигалова-Озкан — генеральный директор ООО «Уолт Дисней Компани СНГ» — ред.) и предложил на высших курсах сценаристов и режиссёров сделать спецнабор: «Режиссура и драматургия семейного кино». Драматургию вёл Бородянский Саша, а режиссуру — я. На золотом фонде фильмов Disney, советского детского и семейного кино мы учили драматургов писать, а режиссёров — снимать.
Мы проделали очень серьёзную работу, но об этом знают немногие. А мы хотим, чтобы о наших подвигах знали все. Что втихую подвиги делать? Поэтому я предложил Марине устроить всероссийский конкурс для молодых кинематографистов и снять альманах. Марина предложила тему «Счастье — это...». Разделили конкурсные этапы на два сегмента: для профессионалов и непрофессионалов. Получили гигантское количество заявок (более 3500), из которых жюри выбрало лучшие. 7 утверждённых сценариев вывесили на сайт, чтобы молодые режиссёры написали экспликации по истории, которая им больше нравится. В результате конкурса отобрали несколько молодых режиссёров.
7 режиссёров начали работу. Чтобы синтезировать новеллы, доверили их снимать одному оператору. Музыку писал один композитор, работал один художник по костюмам и один художник-постановщик.
— У вас одновременно работали 7 неопытных режиссёров. Как удалось организовать и без того непростой съёмочный процесс?
— Конечно, каждый режиссёр требовал всё: чтобы у него был вертолёт, чтобы у него был кабинет в Центре международной торговли и именно на 32 этаже и прочее. Но мы сделали так, чтобы была зависимость, и, если график собьёт один режиссёр, в сложную ситуацию попадёт следующий. Это всё-таки действует на психофизику. Мы выстроили их в строгом порядке друг за другом и сказали: «Вперёд!»
Пока мы всё утверждали, выбились из графика, наступил ноябрь-декабрь, а это короткие световые дни. И тем не менее мы сняли полнометражную картину, состоящую из 7 новелл, за 26 съёмочных смен. Честно скажу, это фантастика. Например, Никита Михалков «Пять вечеров» снял за 25 смен, но там один интерьер, всё под боком, а у нас столько объектов, столько актёров, и каждый режиссёр пел свою песню.
— Я знаю о ещё одном вашем подвиге: в кинотеатрах фильм показывали бесплатно...
— Да. Что же нам один подвиг? Нам череда нужна! Мы сделали бесплатный прокат. Мы сказали: «Российскому зрителю российское кино — бесплатно!» Это был подарок. Счастье нельзя продавать. Счастье можно только дарить.
Наш альманах бесплатно посмотрели в 182 городах России. Огромный социальный слой населения, те, кто не может позволить себе сходить всей семьёй в кино, в итоге получили возможность посмотреть российскую картину. Это, я считаю, очень здорово.
— Вы наверняка следите за судьбой молодых кинематографистов, которые работали над первым проектом. Похвастайтесь, как складывается их карьера?
— Мы не рассчитывали на то, что они сразу получат по полнометражной картине и прочее. Нет. Но они все в профессии, и это главное: кто-то в рекламе, кто-то на телевидении, кто-то работает над созданием сериалов.
Сейчас я набрал актёрскую мастерскую во ВГИКе. Конкурс был 237 человек на место, попали условно 26-28 человек. Спросите меня, сколько останутся в профессии? Максимум 3-4 человека из курса. И дело не в том, что сейчас пришло такое время. Такова многолетняя практика. Поэтому мы счастливы, что участники «Счастья...» остались в профессии, уверены, что в ближайшее время увидим их полный метр. Не сомневаюсь, что мы о них ещё услышим.
Новое «Счастье...»
— Первый альманах «Счастье — это...» вышел на экраны весной 2015 года. Когда вы решили, что второму проекту «Счастье — это...» быть?
— Мы это решили сразу, но нужно было взять паузу на осмысление. Мы считаем, что первый проект получился успешным со всех точек зрения, неслучайно он был поддержан Советом Федерации и указом президента В. В. Путина стал частью программы Года культуры-2014.
Когда мы впервые объявляли конкурс идей, чувствовалось недоверие. Ведь существует огромное количество конкурсов, тендеров, которые ничем не закончились. Нам нужно было убедить молодое сообщество в том, что победят действительно хорошие, талантливые работы. Никакого блата, никаких приоритетов, понимаете? Можно было запихнуть в проект пару человек с наших курсов, но нет. Потому что всё было реально, это был честный конкурс.
— Есть ли у второго «Счастья...» принципиальные отличия от первого?
— Принципиальных нет. Проект будет так же состоять из нескольких этапов: профессиональных и всенародных конкурсов. Единственное отличие в том, что в прошлый раз мы стали заложниками идей, которые отобрали, а теперь хотим собрать творческую группу, которая напишет все 7 сценариев. То есть, например, во время «конкурса сценаристов» будут отбираться не сами идеи, а талантливые писатели.
— Расскажите про жюри проекта. Как его члены будут помогать молодым кинематографистам во время работы?
— Мы обновили жюри, из старого состава у нас остались только Паша Лунгин и Володя Хотиненко. У нас получилась очень интересная команда: по профессиям, по взглядам, по мироощущению, по миропроживанию они все разные. Мы взяли режиссёра, продюсера, замечательного человека Джаника Файзиева, который очень интересно ведёт мастерскую во ВГИКе. Мудрейшего человека, тактичного, умного писателя Сергея Лукьяненко. Талантливейшую Аню Михалкову. Всем нам известных Фёдора Бондарчука, Андрея Мерзликина и победительницу прошлого «Кинотавра» Оксану Карас. Она молодая, энергичная, со своим видением. И это хорошо.
Каждый из них проведёт тематические встречи. Например, у Лукьяненко миллион экранизаций, он много размышлял о литературе, драматургии, кино, и я бы сам с удовольствием его послушал. Володя Хотиненко и Паша Лунгин — чистые кинематографисты, хочу попросить их рассказать о коротком метре, его особенностях: какие бывают жанры, какие интереснее. Для меня самого этот вопрос остаётся открытым. Надеюсь, что мы поговорим об этом и о многом другом с этими замечательными людьми.
— Прокат фильма будет некоммерческим, но при этом каждый, кто будет работать над альманахом, получит гонорар?
— Да, и это не сверхзадача. Конечно, любой труд должен быть оплачен, мы понимаем, что молодой человек должен посвятить проекту время, а значит, мы лишаем его другой возможности заработать. Но деньги в этом проекте идут абсолютно третьим планом. Важно в этом проекте знаете, что? Энергия! Она увеличивается с каждым шагом. Это значительно интереснее, выше, продуктивней, инновационней, чем сказать: «Вот тебе пять миллионов, гуляй, Вася. Делай что хочешь». Не получится. А получается, когда собираются в спорах, когда жилы на шее надуваются, но выходит. Вот и у нас то же самое.
Самый страшный порок молодой режиссуры знаете, в чём? Они хотят снять эпохальное кино. Они хотят выйти и снять то, что никто никогда до них не делал. Но всё это уже было. Не нужно эпатажности. Просто скажи, что ты хочешь. Соберись и пойми, что именно ты хочешь сказать.
— Приём конкурсных работ в рамках продолжения проекта «Счастье — это...» был запущен на официальном сайте 9 июня. Как много заявок уже прислали?
— На сегодняшний день пришло 700 заявок. Честно скажу, у них пока не самый высокий уровень. Сейчас в основном пишут дети. Основной поток заявок от профессионалов мы ждём к концу сентября, хотя уже сейчас есть интересные варианты, которые мы для себя отобрали.
— Если бы вы сами принимали участие в конкурсе не как профессионал, а как любитель, какую бы историю отправили?
— Дайте подумать... Конечно, у меня в жизни было много счастливых мгновений, но нельзя описать счастье ребёнка, который поймал большую рыбу. Я до сих пор помню то потрясение, когда вытащил вот такого судака (разводит руки в стороны) на канале, на чёрном шлюзе. Если бы сейчас мне подарили машину Bentley, это не произвело бы на меня такого впечатления, как когда я эту рыбину на глазах у других рыбаков вытаскивал (смеётся).