В Третьяковской галерее 8 февраля открывается выставка «Шедевры Византии», на которой будут представлены произведения византийского и поствизантийского искусства конца X-начала XVI века из музеев и частных собраний Греции.
Византийзская художественная традиция оказала существенное влияние на развитие искусства Армении, России, Италии и Франции; византийские мотивы можно найти и в арабском, и в турецком искусстве.Уже с первых дней своего существования Византия стремилась превзойти Рим в отношении изящества и роскоши. Для этого в город отовсюду стекались лучшие художники. АиФ.ru предлагает познакомиться с важнейшими памятниками архитектуры, живописи и прикладного искусства того периода.
Собор Святой Софии (Айия-Софья) — всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. Сейчас это исторический центр Стамбула в районе Султанахмет, в нём находится музей.
Внутренний вид сводов собора.
Диптих Барберини — византийское изделие из слоновой кости, датируется первой половиной VI века. На нем изображен триумф императора (наиболее вероятно, Юстиниана I).
Четыре тетрарха — скульптурная композиция из тёмно-красного порфира на южном фасаде венецианского собора Сан-Марко. Статуя была изготовлена в первой половине IV века и являлась частью константинопольского Филадельфейона.
В периоды расцвета Византийской империи главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц и базилик была мозаика, однако позднее из-за дороговизны её вытеснили фрески. Христос Пантократор. Мозаика из базилики Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна.
Мозаики базилики Сан-Витале.
Иконопись Византийской империи не только стала родоначальницей некоторых национальных культур (например, Древнерусской), но и на протяжении всего своего существования оказывала влияние на иконопись других православных стран. Владимирская икона (начало XII века, Константинополь).
Особенно искусны были византийские мастера в изготовлении изделий из эмали. Великолепнейший образец византийского эмальерного дела представляет знаменитая Pala d’oro (золотой алтарь) — род маленького иконостаса с миниатюрами в технике перегородчатой эмали, украшающий собой главный алтарь в венецианском соборе святого Марка.
Медальон с перегородчатой эмалью, около 1100 года.
Корона Константина IX Мономаха — корона из золотых пластин, украшенных изображениями в технике перегородчатой эмали, созданная между 1042—1050 годами по заказу византийского императора.
Собор Святой Софии (Айия-Софья) — всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. Сейчас это исторический центр Стамбула в районе Султанахмет, в нём находится музей.
Внутренний вид сводов собора.
Диптих Барберини — византийское изделие из слоновой кости, датируется первой половиной VI века. На нем изображен триумф императора (наиболее вероятно, Юстиниана I).
Четыре тетрарха — скульптурная композиция из тёмно-красного порфира на южном фасаде венецианского собора Сан-Марко. Статуя была изготовлена в первой половине IV века и являлась частью константинопольского Филадельфейона.
В периоды расцвета Византийской империи главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц и базилик была мозаика, однако позднее из-за дороговизны её вытеснили фрески. Христос Пантократор. Мозаика из базилики Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна.
Мозаики базилики Сан-Витале.
Иконопись Византийской империи не только стала родоначальницей некоторых национальных культур (например, Древнерусской), но и на протяжении всего своего существования оказывала влияние на иконопись других православных стран. Владимирская икона (начало XII века, Константинополь).
Особенно искусны были византийские мастера в изготовлении изделий из эмали. Великолепнейший образец византийского эмальерного дела представляет знаменитая Pala d’oro (золотой алтарь) — род маленького иконостаса с миниатюрами в технике перегородчатой эмали, украшающий собой главный алтарь в венецианском соборе святого Марка.
Медальон с перегородчатой эмалью, около 1100 года.
Корона Константина IX Мономаха — корона из золотых пластин, украшенных изображениями в технике перегородчатой эмали, созданная между 1042—1050 годами по заказу византийского императора.
|
Самые интересные статьи АиФ в Viber – быстро, бесплатно и без рекламы
|