8 июня 1837 года родился русский художник Иван Крамской. Сдержанное, умное и глубокое искусство Крамского неотделимо от его личности. Бытует мнение, что Крамской – художник, который был умнее своего творчества, что портреты его скучны и не эмоциональны. Но это предвзятое и недалекое мнение. Взгляд современного человека, который притупила пестрота телевизионной картинки и глянцевых журналов, просто не в состоянии сразу понять тихие и нежные картины художника. Лишь в свойственной ему манере, Крамской определил «лицо» искусства и по праву заслужил звание крупнейшего в мире мастера психологического портрета. Жизнь Ивана Крамского – в фотогалерее АиФ.ru.
Иван Николаевич Крамской родился 8 июня 1837 года в городе Острогожске Воронежской губернии. Сын и внук писаря, он должен был продолжить семейную профессию. Но судьба распорядилась иначе.
В 1850-м году после окончания уездного училища 13-летний Ваня уже начал свой трудовой путь. Работал он и поначалу писцом, а после и ретушером у знакомого фотографа, вместе с которым они объездили практически всю Россию. В 1857 году они прибыли в Петербург, где будущий художник и принял решение остаться, нанявшись на работу в фотоателье А. И. Деньера. В том же году Иван Крамской и реализовал свою мечту – поступил на обучение в Академию художеств.
©
Public Domain / «Крамской, пишущий портрет своей дочери», 1884 год.
От опыта ретушерской работы у Крамского навсегда осталась манера создавать объем лица мелкими штрихами тонкой кисточкой, любовь к бесфактурной поверхности, незаметному живописному рельефу, монохромной цветовой гамме.
Еще во времена учебы художник постарался объединить вокруг себя всю активную академическую молодёжь. А закончив обучение, вместе с другими выпускниками Академии создал Петербургскую артель. Говорят, что атмосфера дружелюбия и взаимопонимания, царившая там, является полностью его заслугой.
©
Public Domain / Портрет художника Шишкина. (1880, Русский музей).
Крамской успешно проходил курс, и в 1863 году Академия удостоила его малой золотой медали за картину Моисей источает воду из скалы. Но Крамскому было душно в тенетах академической рутины. На дворе стояли 1860-е годы, годы реформ и обновления России, и только в академических классах ничего не менялось: те же пыльные гипсы, копии с классиков, скучнейшие темы академических программ.
©
Public Domain / «Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море», 1861 год.
И вот наступило 9 ноября 1863 года – знаменитый «Бунт 14-ти». Этот день Крамской впоследствии называл единственным днем своей жизни, «честно и хорошо прожитым».
Такого старые стены Академии еще не видели. Четырнадцать ее выпускников, предводимые Крамским, получив отказ на свое требование самостоятельно выбирать темы для программ, в свою очередь отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль и вышли из Академии художеств.
Это был мужественный и смелый поступок: тем самым протестанты отказывались от многих льгот, прежде всего от права на пятилетнюю заграничную поездку за казенный счет, от права занимать академические мастерские, где многие не только работали, но и жили со своими семьями.
Четырнадцать молодых живописцев организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» – первое в России независимое от опеки Академии объединение художников. Ее старостой был избран Крамской.
Артель представляла собой коммуну, напоминающую ту, что описал Чернышевский в опубликованном в том же 1863 году романе «Что делать?». За Артелью был установлен негласный надзор всесильного Третьего отделения.
Художники вместе с семьями поселились в просторной квартире на 17-й линии Васильевского острова. Были заведены общее хозяйство, общая касса. Артель выполняла заказы на церковные образа и портреты. Устраивались рисовальные вечера, шумные и веселые артельные четверги стали одним из центров художественной жизни тогдашнего Петербурга.
В соусных портретах Крамского зарождалась его стилистика, выкристаллизовались творческие принципы его искусства: внимательное вглядывание в каждого человека, фокусированное внимание на лице и взгляде портретируемого, доверительная интонация общения модели и зрителя, аскетизм художественных средств, отказ от многокрасочности во имя цельности впечатления, психологической достоверности.
©
Public Domain / «Девушка с распущенной косой», 1873 год. (Третьяковская галерея, Москва).
К концу 1860-х годов Крамской почувствовал, что форма Артели себя исчерпала, идеалы, во имя которых был осуществлен разрыв с Академией, утратили свое значение, а сама художественная практика членов Артели свелась к исполнению заказов для заработка. Кроме того, совместный быт художников оказался утопией: жены стали ссориться между собой, радостная атмосфера коллективного быта и труда померкла.
В 1870 году Крамской принял участие в создании новой организации художников – Товарищества передвижных художественных выставок, организации значительно более сложной по своей структуре и более значительной по своим задачам и целям. Отныне его судьба тесно связана с Товариществом, чьим идейным лидером он считается по праву.
На первой передвижной выставке, открывшейся в 1871 году в залах Академии художеств в Петербурге, Крамской заявил о себе оригинальной группой произведений, центром которой являлся романтический по настроению холст «Русалки» на сюжет повести Гоголя Майская ночь. В эти годы к Крамскому пришла слава общеизвестного, и даже “модного” портретиста. Он исполнял портреты императора, императрицы, великосветской знати, давал уроки рисования цесаревнам. И при этом с болью отмечал, что устал иметь дело с публикой, что работа на заказ все более тяготит его.
В 1880-е годы Крамским были исполнены несколько значительных картин. Преображение человека под воздействием таинственных сил природы оказывается главным для художника в картине «Лунная ночь». Часть демократически настроенной публики восприняла это произведение как явление салонного искусства, внешне красивое, но поверхностное.
С юности Крамской нес бремя роли вожака, окружающим он всегда казался старше своих лет. Он обладал даром объединять людей, вести их за собой. Темперамент общественного деятеля и политика побуждал Крамского организовывать вместе с Дмитрием Ивановичем Менделеевым «Общество для единения художников, ученых, литераторов», хлопотать об организации Всероссийского съезда художников, о создании независимой от Академии художественной школы.
Крамской умер в 1887 году в Петербурге в своей мастерской за работой над портретом доктора К.А.Раухфуса. Похоронен на Смоленском кладбище, а в 1987 его могила была перенесена в Некрополь Александро-Невской Лавры.
Иван Николаевич Крамской родился 8 июня 1837 года в городе Острогожске Воронежской губернии. Сын и внук писаря, он должен был продолжить семейную профессию. Но судьба распорядилась иначе.
В 1850-м году после окончания уездного училища 13-летний Ваня уже начал свой трудовой путь. Работал он и поначалу писцом, а после и ретушером у знакомого фотографа, вместе с которым они объездили практически всю Россию. В 1857 году они прибыли в Петербург, где будущий художник и принял решение остаться, нанявшись на работу в фотоателье А. И. Деньера. В том же году Иван Крамской и реализовал свою мечту – поступил на обучение в Академию художеств.
©
Public Domain / «Крамской, пишущий портрет своей дочери», 1884 год.
От опыта ретушерской работы у Крамского навсегда осталась манера создавать объем лица мелкими штрихами тонкой кисточкой, любовь к бесфактурной поверхности, незаметному живописному рельефу, монохромной цветовой гамме.
Еще во времена учебы художник постарался объединить вокруг себя всю активную академическую молодёжь. А закончив обучение, вместе с другими выпускниками Академии создал Петербургскую артель. Говорят, что атмосфера дружелюбия и взаимопонимания, царившая там, является полностью его заслугой.
©
Public Domain / Портрет художника Шишкина. (1880, Русский музей).
Крамской успешно проходил курс, и в 1863 году Академия удостоила его малой золотой медали за картину Моисей источает воду из скалы. Но Крамскому было душно в тенетах академической рутины. На дворе стояли 1860-е годы, годы реформ и обновления России, и только в академических классах ничего не менялось: те же пыльные гипсы, копии с классиков, скучнейшие темы академических программ.
©
Public Domain / «Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море», 1861 год.
И вот наступило 9 ноября 1863 года – знаменитый «Бунт 14-ти». Этот день Крамской впоследствии называл единственным днем своей жизни, «честно и хорошо прожитым».
Такого старые стены Академии еще не видели. Четырнадцать ее выпускников, предводимые Крамским, получив отказ на свое требование самостоятельно выбирать темы для программ, в свою очередь отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль и вышли из Академии художеств.
Это был мужественный и смелый поступок: тем самым протестанты отказывались от многих льгот, прежде всего от права на пятилетнюю заграничную поездку за казенный счет, от права занимать академические мастерские, где многие не только работали, но и жили со своими семьями.
Четырнадцать молодых живописцев организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» – первое в России независимое от опеки Академии объединение художников. Ее старостой был избран Крамской.
Артель представляла собой коммуну, напоминающую ту, что описал Чернышевский в опубликованном в том же 1863 году романе «Что делать?». За Артелью был установлен негласный надзор всесильного Третьего отделения.
Художники вместе с семьями поселились в просторной квартире на 17-й линии Васильевского острова. Были заведены общее хозяйство, общая касса. Артель выполняла заказы на церковные образа и портреты. Устраивались рисовальные вечера, шумные и веселые артельные четверги стали одним из центров художественной жизни тогдашнего Петербурга.
В соусных портретах Крамского зарождалась его стилистика, выкристаллизовались творческие принципы его искусства: внимательное вглядывание в каждого человека, фокусированное внимание на лице и взгляде портретируемого, доверительная интонация общения модели и зрителя, аскетизм художественных средств, отказ от многокрасочности во имя цельности впечатления, психологической достоверности.
©
Public Domain / «Девушка с распущенной косой», 1873 год. (Третьяковская галерея, Москва).
К концу 1860-х годов Крамской почувствовал, что форма Артели себя исчерпала, идеалы, во имя которых был осуществлен разрыв с Академией, утратили свое значение, а сама художественная практика членов Артели свелась к исполнению заказов для заработка. Кроме того, совместный быт художников оказался утопией: жены стали ссориться между собой, радостная атмосфера коллективного быта и труда померкла.
В 1870 году Крамской принял участие в создании новой организации художников – Товарищества передвижных художественных выставок, организации значительно более сложной по своей структуре и более значительной по своим задачам и целям. Отныне его судьба тесно связана с Товариществом, чьим идейным лидером он считается по праву.
На первой передвижной выставке, открывшейся в 1871 году в залах Академии художеств в Петербурге, Крамской заявил о себе оригинальной группой произведений, центром которой являлся романтический по настроению холст «Русалки» на сюжет повести Гоголя Майская ночь. В эти годы к Крамскому пришла слава общеизвестного, и даже “модного” портретиста. Он исполнял портреты императора, императрицы, великосветской знати, давал уроки рисования цесаревнам. И при этом с болью отмечал, что устал иметь дело с публикой, что работа на заказ все более тяготит его.
В 1880-е годы Крамским были исполнены несколько значительных картин. Преображение человека под воздействием таинственных сил природы оказывается главным для художника в картине «Лунная ночь». Часть демократически настроенной публики восприняла это произведение как явление салонного искусства, внешне красивое, но поверхностное.
С юности Крамской нес бремя роли вожака, окружающим он всегда казался старше своих лет. Он обладал даром объединять людей, вести их за собой. Темперамент общественного деятеля и политика побуждал Крамского организовывать вместе с Дмитрием Ивановичем Менделеевым «Общество для единения художников, ученых, литераторов», хлопотать об организации Всероссийского съезда художников, о создании независимой от Академии художественной школы.
Крамской умер в 1887 году в Петербурге в своей мастерской за работой над портретом доктора К.А.Раухфуса. Похоронен на Смоленском кладбище, а в 1987 его могила была перенесена в Некрополь Александро-Невской Лавры.
|
Самые интересные статьи АиФ в Viber – быстро, бесплатно и без рекламы
|