Третьяковская галерея открывает выставку, посвященную знаменитому коллекционеру, создателю одного из наиболее значительных по масштабу и качеству частных собраний XX века Георгию Дионисовичу Костаки (1913–1990). Его предпринимательская интуиция и природный художественный вкус позволили найти и сохранить уникальные произведения русской иконописи, авангарда и нонконформизма. Своей деятельностью Костаки возобновил прерванные на время традиции великих русских меценатов XIX–XX веков П.М.Третьякова, И.А.Морозова, И.С.Остроухова, С.И.Щукина, коллекции которых во многом влияли на культуру своего времени.
Главные задачи выставки – познакомить зрителя с личностью Г.Д.Костаки и его собранием, рассказать о феномене коллекционирования в нашей стране. Костаки предстанет перед зрителями как один из законодателей культурного пространства Москвы 1960–1970-х годов.
Его дом был местом, где молодые художники могли познакомиться с произведениями русского авангарда, нигде более не выставлявшимися. Послы, дипломаты, директора крупнейших зарубежных музеев в разное время стремились попасть туда, чтобы увидеть легендарную коллекцию.
Греческий подданный, Г.Д.Костаки родился и большую часть жизни провел в Москве, работал в канадском посольстве. Он начал коллекционирование с произведений голландских художников.
Костаки стал первым коллекционером, который понял ценность искусства русского авангарда. Работы, которые современники Костаки относили к «никому не нужному мусору», он приобретал у самих художников и их наследников, тем самым материально поддерживал их.
Многие произведения он спас от разрушения и уничтожения. К концу 1980-х годов собранный «греком-чудаком» «хлам» превратился в одну из самых ценных коллекций в мире.
Еще в 1970-е годы Костаки мечтал о том, что в России построят музей современного искусства, где будет храниться вся его коллекция авангарда и работы художников альтернативного советского искусства. Напряженная атмосфера, связанная с особым «вниманием» к коллекционеру сотрудников спецслужб, ухудшение здоровья привели к тому, что в 1977 году Костаки был вынужден уехать за границу.
Он официально предложил советскому правительству принять значительную часть своего собрания в дар. Это предложение было принято, хотя и шло вразрез с официальной политикой в области культуры.
Специальным решением Секретариата ЦК КПСС семье Костаки было разрешено выехать и оставшуюся часть коллекции «в порядке исключения вывезти из СССР за границу». Также было гарантировано право «в случае соответствующего обращения разрешить Г.Д.Костаки и членам его семьи возвращение в СССР с правом на постоянное жительство».
Перед отъездом Костаки передал собрание икон в Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Уникальную коллекцию народных игрушек Н.М.Церетели, которую Костаки в свое время приобрел и тем самым спас, тогда же подарил государству; в 1990-е эта коллекция стала частью Музея-заповедника «Царицыно».
В Третьяковскую галерею поступила наиболее значительная и ценная часть дара – коллекция авангарда, насчитывающая 142 произведения живописи и 692 графики, в которой представлено свыше сорока имен русских художников.
Произведения, официально вывезенные Костаки за рубеж, с конца 1970-х годов путешествовали по миру, преумножая популярность русского авангарда в Европе и Америке. В 2000 году правительство Греции приобрело эти работы, и они стали основой Музея современного искусства в г. Салоники.
Настоящая выставка включает более 200 экспонатов и отражает широкий круг интересов Костаки: иконопись XV–XVIII веков, шедевры русского авангарда (среди них работы В.В.Кандинского, К.С.Малевича, С.Б.Никритина, Л.С.Поповой, К.Н.Редько, П.Н.Филонова, М.З.Шагала, А.А.Экстер), творчество художников-нонконформистов А.Т.Зверева, Ф.Инфанте-Арана, Л.Е.Кропивницкого, О.Я.Рабина и других, народная и авторская игрушка. В экспозиции можно будет увидеть и живописные опыты кисти самого Костаки.
Сенсацией станет показ рассекреченных только в 2011 году документов по передаче коллекции государству, раскрывающих сложный процесс принятия решений о судьбе Костаки и его картин.
По не зависящим от Третьяковской галереи причинам произведения из Музея современного искусства г. Салоники не представляется возможным продемонстрировать на выставке. Значительная часть живописных произведений из этого музея опубликована в альбоме-каталоге, подготовленном к выставке.
Главные задачи выставки – познакомить зрителя с личностью Г.Д.Костаки и его собранием, рассказать о феномене коллекционирования в нашей стране. Костаки предстанет перед зрителями как один из законодателей культурного пространства Москвы 1960–1970-х годов.
Его дом был местом, где молодые художники могли познакомиться с произведениями русского авангарда, нигде более не выставлявшимися. Послы, дипломаты, директора крупнейших зарубежных музеев в разное время стремились попасть туда, чтобы увидеть легендарную коллекцию.
Греческий подданный, Г.Д.Костаки родился и большую часть жизни провел в Москве, работал в канадском посольстве. Он начал коллекционирование с произведений голландских художников.
Костаки стал первым коллекционером, который понял ценность искусства русского авангарда. Работы, которые современники Костаки относили к «никому не нужному мусору», он приобретал у самих художников и их наследников, тем самым материально поддерживал их.
Многие произведения он спас от разрушения и уничтожения. К концу 1980-х годов собранный «греком-чудаком» «хлам» превратился в одну из самых ценных коллекций в мире.
Еще в 1970-е годы Костаки мечтал о том, что в России построят музей современного искусства, где будет храниться вся его коллекция авангарда и работы художников альтернативного советского искусства. Напряженная атмосфера, связанная с особым «вниманием» к коллекционеру сотрудников спецслужб, ухудшение здоровья привели к тому, что в 1977 году Костаки был вынужден уехать за границу.
Он официально предложил советскому правительству принять значительную часть своего собрания в дар. Это предложение было принято, хотя и шло вразрез с официальной политикой в области культуры.
Специальным решением Секретариата ЦК КПСС семье Костаки было разрешено выехать и оставшуюся часть коллекции «в порядке исключения вывезти из СССР за границу». Также было гарантировано право «в случае соответствующего обращения разрешить Г.Д.Костаки и членам его семьи возвращение в СССР с правом на постоянное жительство».
Перед отъездом Костаки передал собрание икон в Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Уникальную коллекцию народных игрушек Н.М.Церетели, которую Костаки в свое время приобрел и тем самым спас, тогда же подарил государству; в 1990-е эта коллекция стала частью Музея-заповедника «Царицыно».
В Третьяковскую галерею поступила наиболее значительная и ценная часть дара – коллекция авангарда, насчитывающая 142 произведения живописи и 692 графики, в которой представлено свыше сорока имен русских художников.
Произведения, официально вывезенные Костаки за рубеж, с конца 1970-х годов путешествовали по миру, преумножая популярность русского авангарда в Европе и Америке. В 2000 году правительство Греции приобрело эти работы, и они стали основой Музея современного искусства в г. Салоники.
Настоящая выставка включает более 200 экспонатов и отражает широкий круг интересов Костаки: иконопись XV–XVIII веков, шедевры русского авангарда (среди них работы В.В.Кандинского, К.С.Малевича, С.Б.Никритина, Л.С.Поповой, К.Н.Редько, П.Н.Филонова, М.З.Шагала, А.А.Экстер), творчество художников-нонконформистов А.Т.Зверева, Ф.Инфанте-Арана, Л.Е.Кропивницкого, О.Я.Рабина и других, народная и авторская игрушка. В экспозиции можно будет увидеть и живописные опыты кисти самого Костаки.
Сенсацией станет показ рассекреченных только в 2011 году документов по передаче коллекции государству, раскрывающих сложный процесс принятия решений о судьбе Костаки и его картин.
По не зависящим от Третьяковской галереи причинам произведения из Музея современного искусства г. Салоники не представляется возможным продемонстрировать на выставке. Значительная часть живописных произведений из этого музея опубликована в альбоме-каталоге, подготовленном к выставке.
|
Самые интересные статьи АиФ в Telegram – быстро и бесплатно
|