Выдающийся пейзажист Алексей Саврасов – человек непростой судьбы и трагического настроения . В картинах своих художник, наоборот, был светел, хотя зачастую меланхоличен. Он воспел русскую природу, и был признан еще современниками основоположником «пейзажа настроения» в русской живописи, а после смерти его преданный ученик, Левитан, напишет: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Сегодня, в день рождения Алексея Саврасова, АиФ.ru рассказывает о жизни художника в его картинах.
Будущий художник родился 24 мая1830 года в Москве в семье купца и уже подростком начал продавать свои пейзажные зарисовки. В 14 лет Саврасов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Из-за протестов отца, который хотел, чтобы сын помогал в купеческом деле и выгонял сына из «из квартиры за страсть к живописи на чердак», оставил учебу.
Через 4 года Саврасов снова начинает заниматься пейзажной живописью и попадает к талантливому педагогу Карлу Рабусу.
©
Commons.wikimedia.org / А.Саврасов «Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами» ( 1850)
Почти сразу Саврасов копирует Айвазовского, его отмечают как ученика, «представившего лучшие эскизы», а потом на средства мецената отправляют путешествовать по Украине. За картины «Вид Московского Кремля при лунном освещении» (1850) и «Камень в лесу у Разлива» (1850) Саврасову Советом Московского художественного общества присвоено звание художника. Критики заговорили о молодом живописце как о надежде русского искусства.
Подмосковные пейзажи пятидесятых годов - «Старые сосны» (1854), «Старый дуб у обрыва над рекой» (1857) - отражают возвышенное отношение Саврасова к природе. Это характерная черта художника, свойственная его творчеству в целом.
В 1857 году Саврасов женился на Софье Карловне Герц, сестре его соученика и приятеля Константина Герца и искусствоведа Карла Герца, одного из просвещеннейших людей Москвы, основателя кафедры истории искусства в Московском университете. Картины этого времени по композиции и колориту более спокойны, гармонически ясны.
В это же время Саврасов становится руководителем пейзажного класса училища, который он еще недавно закончил. Среди его учеников были Коровин и Левитан. Последний говорил о учителе: «Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».
В 1862 году Саврасов едет в Англию, а затем в Швейцарию, где знакомится с европейским искусством. В одном из писем художник пишет: «Ни одна в мире академия не могла бы так развить взгляд художника, как настоящая выставка в Лондоне». Важные картины, созданные художником после путешествия – это «Лосиный остров в Сокольниках» (1869) и «Лунная ночь. Болото» (1870). Особую роль начинает играть влажная почва, прописанная с тонким пониманием ее фактуры, и световоздушная среда, соединяющая пространственные планы.
До середины семидесятых годов художник работает в Москве и участвует в экспозициях Товарищества передвижных выставок, на выставке в Вене и Париже.
В 1876 году жена Саврасова вместе с детьми уходит от него. После того, как в конце семидесятых годов Саврасов заболел алкоголизмом, мрачные мотивы стали появляться в его картинах. Именно в этот момент Саврасов пишет «Грачи прилетели» (1871), «Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне» (1871), «Рыбаки на Волге» (1872), «Могила на Волге. Окрестности Ярославля» (1874).
Последние годы своей жизни художник практически ничего не писал, жил в нужде. Он умер 8 октября 1897 годав Москве в больнице для бедных.
Будущий художник родился 24 мая1830 года в Москве в семье купца и уже подростком начал продавать свои пейзажные зарисовки. В 14 лет Саврасов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Из-за протестов отца, который хотел, чтобы сын помогал в купеческом деле и выгонял сына из «из квартиры за страсть к живописи на чердак», оставил учебу.
Через 4 года Саврасов снова начинает заниматься пейзажной живописью и попадает к талантливому педагогу Карлу Рабусу.
©
Commons.wikimedia.org / А.Саврасов «Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами» ( 1850)
Почти сразу Саврасов копирует Айвазовского, его отмечают как ученика, «представившего лучшие эскизы», а потом на средства мецената отправляют путешествовать по Украине. За картины «Вид Московского Кремля при лунном освещении» (1850) и «Камень в лесу у Разлива» (1850) Саврасову Советом Московского художественного общества присвоено звание художника. Критики заговорили о молодом живописце как о надежде русского искусства.
Подмосковные пейзажи пятидесятых годов - «Старые сосны» (1854), «Старый дуб у обрыва над рекой» (1857) - отражают возвышенное отношение Саврасова к природе. Это характерная черта художника, свойственная его творчеству в целом.
В 1857 году Саврасов женился на Софье Карловне Герц, сестре его соученика и приятеля Константина Герца и искусствоведа Карла Герца, одного из просвещеннейших людей Москвы, основателя кафедры истории искусства в Московском университете. Картины этого времени по композиции и колориту более спокойны, гармонически ясны.
В это же время Саврасов становится руководителем пейзажного класса училища, который он еще недавно закончил. Среди его учеников были Коровин и Левитан. Последний говорил о учителе: «Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».
В 1862 году Саврасов едет в Англию, а затем в Швейцарию, где знакомится с европейским искусством. В одном из писем художник пишет: «Ни одна в мире академия не могла бы так развить взгляд художника, как настоящая выставка в Лондоне». Важные картины, созданные художником после путешествия – это «Лосиный остров в Сокольниках» (1869) и «Лунная ночь. Болото» (1870). Особую роль начинает играть влажная почва, прописанная с тонким пониманием ее фактуры, и световоздушная среда, соединяющая пространственные планы.
До середины семидесятых годов художник работает в Москве и участвует в экспозициях Товарищества передвижных выставок, на выставке в Вене и Париже.
В 1876 году жена Саврасова вместе с детьми уходит от него. После того, как в конце семидесятых годов Саврасов заболел алкоголизмом, мрачные мотивы стали появляться в его картинах. Именно в этот момент Саврасов пишет «Грачи прилетели» (1871), «Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне» (1871), «Рыбаки на Волге» (1872), «Могила на Волге. Окрестности Ярославля» (1874).
Последние годы своей жизни художник практически ничего не писал, жил в нужде. Он умер 8 октября 1897 годав Москве в больнице для бедных.
|
Самые интересные статьи АиФ в Viber – быстро, бесплатно и без рекламы
|