Пьер Огюст Ренуар прошёл путь от высмеиваемого обществом импрессиониста до живого классика живописи, чьи картины скупали государственные музеи. Он создавал впечатляющие полотна, играя светом и тенями, фиксировал уникальные виды французских городов, совмещал различные жанры и менял собственный стиль, но в каждой его картине сохранялся безмятежный и немного легкомысленный стиль мастера. Превозмогая болезнь, Ренуар рисовал вплоть до самой смерти, и его многочисленные работы теперь украшают Музей Орсэ, Национальные галереи США, Швеции, Бразилии и Англии, а также Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В день рождения Ренуара АиФ.ru вспоминает биографию художника.
Читайте также: Чем отличается абстракционизм от импрессионизма?
Пьер Огюст Ренуар родился в 1841 году в не очень богатой семье и уже в 13 лет сам зарабатывал деньги – он устроился подмастерьем и разрисовывал фарфоровую посуду. По вечерам он посещал школу живописи и писал свои первые картины.
В 21 год Ренуар сдал экзамены в Школу изящных искусств, где познакомился с Моне, Писарро, Сислеем и другими художниками, которые позднее образуют группу импрессионистов.
©
Public Domain / «Возвращение гребцов», Пьер Огюст Ренуар, 1862 год
После закрытия мастерской Глейра Ренуар вынужден был прекратить учёбу. Но в тоже время он начал писать свои большие полотна и отправлять их в Салон живописи.
Во второй половине 1860-х годов у Ренуар очертил круг жанров для своих произведений и в будущем от него не отступал. Пьер Огюст рисовал пейзажи, бытовые сцены, натюрморты и портреты.
Первая выставка товарищества импрессионистов открылась в апреле 1874 года. Ренуар представил там «Танцовщицу» и «Ложу». Эта выставка обернулась провалом, но именно тогда молодых художников прозвали «импрессионистами» - поначалу это слово носило презрительный характер.
Несмотря на бедность, Ренуар продолжал писать картины и стремился к признанию. В этот период он написал ряд своих знаменитых шедевров. В том числе «Бал в Мулен де ла Галетт». Публика хорошо восприняла эту работу, отметив мастерство художника в передаче бликов и освещения пространства – на картине отчётливо видны лучи Солнца, тут и там пробивающиеся сквозь листву.
©
Public Domain / «Бал в Мулен де ла Галетт», Пьер Огюст Ренуар, 1876 год
Чуть позже Ренуар написал знаменитый «Портрет актрисы Жанны Самари», считающийся вершиной импрессионистического портрета. За счёт мазков изображённая на полотне девушка выглядит улыбающейся, но в тоже время задумчивой и несколько сдержанной. При этом свойственная импрессионистам небрежность в передаче фактуры в этой работе создавала атмосферу свежести и безмятежности.
©
Public Domain / «Портрет актрисы Жанны Самари», Пьер Огюст Ренуар, 1877 год
В этот период он также написал знаменитые «Завтрак гребцов», «Две сестры» и ряд других картин, где изобразил любимые места, своих знакомых и друзей. Эти картины пользовались успехом и принесли Ренуару финансовую независимость.
В 1883 году Ренуар побывал в Алжире и Италии и познакомился с работами классиков эпохи Возрождения. Они произвели на художника большое впечатление, а его вкус существенно изменился.
Эти перемены хорошо видны на картине «Зонтики». Первоначально Ренуар написал традиционную для импрессионизма картину – лёгкими и мягкими мазками, составлявшими размытые формы. Но затем переделал левую часть картины, детально прорисовав платье девушки с корзиной, подчеркнув её лицо выраженными линиями. Рядом художник оставил маленькую девочку в яркой шапочке – как символ того, что импрессионизм остался в юности.
В 1892 году у Поля Дюран-Рюэля прошла выставка 51-летнего Ренуара. Она пользовалась огромным успехом - были показаны новые полотна Ренуара. Одной из главных работ стала картина «Девушки за фортепьяно». Все объекты были детально прорисованы и подчёркивались тенями, сюжет полотна представлял собой классическую буржуазную сцену того времени, однако полотно несло в себе прежнее свежее и безмятежное очарование картин Ренуара. Это была первая картина художника, купленная для государственного собрания – она была приобретена Музеем в Люксембургском саду.
©
Public Domain / «Девушки за фортепьяно», Пьер Огюст Ренуар, 1892 год
Пятью годами позже Ренуар сломал руку, упав с велосипеда. Это привело к ревматизму, из-за которого он вынужден был уехать из Парижа. Он продолжал писать картины, но после ярких переливов предыдущего периода, всё чаще склонялся к оттенкам красного.
©
Public Domain / «Женщина в зелёном кресле», Пьер Огюст Ренуар, 1900 год
Он по-прежнему писал солнечные пейзажи и яркие натюрморты, но работать художнику становилось всё сложнее. В 1912 году у него случился приступ паралича и работать становилось всё труднее – кисть ему между пальцев вкладывала сиделка.
Пьер Огюст Ренуар умер 3 декабря 1919 года в Кань-сюр-Мере от воспаления лёгких в возрасте 78 лет. Превозмогая боль, он писал вплоть до самой смерти, заявляя, что «боль проходит, а красота остаётся». Художник похоронен в Эссуа.
©
Public Domain / Автопортрет Пьера Огюста Ренуара, год неизвестен
У Ренуара было несколько детей, один из которых – Жан Ренуар – стал известным кинорежиссёром, обладателем премии «Оскар» за вклад в развитие киноискусства, а также лауреатом других наград за фильмы «Южанин» и «Великая иллюзия».
©
Public Domain / «Жан Ренуар – охотник», Пьер Огюст Ренуар, 1910 год
Пьер Огюст Ренуар родился в 1841 году в не очень богатой семье и уже в 13 лет сам зарабатывал деньги – он устроился подмастерьем и разрисовывал фарфоровую посуду. По вечерам он посещал школу живописи и писал свои первые картины.
В 21 год Ренуар сдал экзамены в Школу изящных искусств, где познакомился с Моне, Писарро, Сислеем и другими художниками, которые позднее образуют группу импрессионистов.
©
Public Domain / «Возвращение гребцов», Пьер Огюст Ренуар, 1862 год
После закрытия мастерской Глейра Ренуар вынужден был прекратить учёбу. Но в тоже время он начал писать свои большие полотна и отправлять их в Салон живописи.
Во второй половине 1860-х годов у Ренуар очертил круг жанров для своих произведений и в будущем от него не отступал. Пьер Огюст рисовал пейзажи, бытовые сцены, натюрморты и портреты.
Первая выставка товарищества импрессионистов открылась в апреле 1874 года. Ренуар представил там «Танцовщицу» и «Ложу». Эта выставка обернулась провалом, но именно тогда молодых художников прозвали «импрессионистами» - поначалу это слово носило презрительный характер.
Несмотря на бедность, Ренуар продолжал писать картины и стремился к признанию. В этот период он написал ряд своих знаменитых шедевров. В том числе «Бал в Мулен де ла Галетт». Публика хорошо восприняла эту работу, отметив мастерство художника в передаче бликов и освещения пространства – на картине отчётливо видны лучи Солнца, тут и там пробивающиеся сквозь листву.
©
Public Domain / «Бал в Мулен де ла Галетт», Пьер Огюст Ренуар, 1876 год
Чуть позже Ренуар написал знаменитый «Портрет актрисы Жанны Самари», считающийся вершиной импрессионистического портрета. За счёт мазков изображённая на полотне девушка выглядит улыбающейся, но в тоже время задумчивой и несколько сдержанной. При этом свойственная импрессионистам небрежность в передаче фактуры в этой работе создавала атмосферу свежести и безмятежности.
©
Public Domain / «Портрет актрисы Жанны Самари», Пьер Огюст Ренуар, 1877 год
В этот период он также написал знаменитые «Завтрак гребцов», «Две сестры» и ряд других картин, где изобразил любимые места, своих знакомых и друзей. Эти картины пользовались успехом и принесли Ренуару финансовую независимость.
В 1883 году Ренуар побывал в Алжире и Италии и познакомился с работами классиков эпохи Возрождения. Они произвели на художника большое впечатление, а его вкус существенно изменился.
Эти перемены хорошо видны на картине «Зонтики». Первоначально Ренуар написал традиционную для импрессионизма картину – лёгкими и мягкими мазками, составлявшими размытые формы. Но затем переделал левую часть картины, детально прорисовав платье девушки с корзиной, подчеркнув её лицо выраженными линиями. Рядом художник оставил маленькую девочку в яркой шапочке – как символ того, что импрессионизм остался в юности.
В 1892 году у Поля Дюран-Рюэля прошла выставка 51-летнего Ренуара. Она пользовалась огромным успехом - были показаны новые полотна Ренуара. Одной из главных работ стала картина «Девушки за фортепьяно». Все объекты были детально прорисованы и подчёркивались тенями, сюжет полотна представлял собой классическую буржуазную сцену того времени, однако полотно несло в себе прежнее свежее и безмятежное очарование картин Ренуара. Это была первая картина художника, купленная для государственного собрания – она была приобретена Музеем в Люксембургском саду.
©
Public Domain / «Девушки за фортепьяно», Пьер Огюст Ренуар, 1892 год
Пятью годами позже Ренуар сломал руку, упав с велосипеда. Это привело к ревматизму, из-за которого он вынужден был уехать из Парижа. Он продолжал писать картины, но после ярких переливов предыдущего периода, всё чаще склонялся к оттенкам красного.
©
Public Domain / «Женщина в зелёном кресле», Пьер Огюст Ренуар, 1900 год
Он по-прежнему писал солнечные пейзажи и яркие натюрморты, но работать художнику становилось всё сложнее. В 1912 году у него случился приступ паралича и работать становилось всё труднее – кисть ему между пальцев вкладывала сиделка.
Пьер Огюст Ренуар умер 3 декабря 1919 года в Кань-сюр-Мере от воспаления лёгких в возрасте 78 лет. Превозмогая боль, он писал вплоть до самой смерти, заявляя, что «боль проходит, а красота остаётся». Художник похоронен в Эссуа.
©
Public Domain / Автопортрет Пьера Огюста Ренуара, год неизвестен
У Ренуара было несколько детей, один из которых – Жан Ренуар – стал известным кинорежиссёром, обладателем премии «Оскар» за вклад в развитие киноискусства, а также лауреатом других наград за фильмы «Южанин» и «Великая иллюзия».
©
Public Domain / «Жан Ренуар – охотник», Пьер Огюст Ренуар, 1910 год
|
Самые интересные статьи АиФ в Viber – быстро, бесплатно и без рекламы
|