Примерное время чтения: 9 минут
2739

«Я была в этой давке». Москвичка создала петицию против Большого театра

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Снесённые цены 22/11/2023
Александр Авилов / АГН Москва

Грядет новая, третья, волна продажи билетов на балет «Щелкунчик» в Большом театре. Она пройдет 18 и 19 ноября. Чем обернется, остается догадываться. Две другие, в первые и вторые ноябрьские выходные, прошли неспокойно.

Еще год назад организацией очередей в кассы Большого театра занимались так называемые тетрадочники — волонтеры, которые вели запись желающих приобрести билеты на балет и сами присваивали номера очередникам. Но, поскольку тетрадочников было много, возникала путаница, и, пользуясь неразберихой, перекупщики под шумок скупали билеты, в обход очередников. Не исключено, что и при содействии самих тетрадочников.

Было неспокойно, приходилось потрудиться, чтобы достать билет, но такого накала, как в новом билетном сезоне-2023 все-таки не было. В этом году театр объявил войну перекупщикам и организовал продажу билетов по паспортам. Причем, в течении шести дней, по выходным, в три волны. Но, к сожалению, механизм, призванный наладить систему в одном месте, не сработал в другом.

Первая волна продаж — 4-5 ноября — прошла не то, чтобы шумно, но очередь собралась знатная. Вторая — 11-12 ноября — не обошлась без эксцессов. В огромной очереди, столпившейся на минувших выходных у касс, пострадали две девушки. Одна потеряла сознание, у другой началась паническая атака.

«Это моя знакомая с работы. Она, беременная, стояла в очереди, и из-за вечно толкающихся людей ей стало плохо, потеряла сознание», — сообщил знакомый пострадавшей.

Люди, простояв почти сутки на холоде и не получив долгожданных билетов, написали жалобу в Следственный Комитет Москвы, Министерство культуры страны, Роспотребнадзор и в Прокуратуру столицы.

Не могу молчать

Инициировала ее одна из «стояльщиц» в той очереди, адвокат Кира Корума. «Я была в этой давке. В очереди и вокруг ходили подстрекатели, провокаторы, толкавшие на беспорядки, что позволило им протащить с собой для покупки билетов дополнительных людей, — объясняет она aif.ru свое решение. — Я написала жалобу только потому, что увидела, какое безобразие происходит во время продаж. За все годы, что я покупаю билеты на „Щелкунчика“, такое вижу впервые».

По словам Киры, еще в прошлом году заветные билеты можно было купить спокойно, без суточных очередей, ажиотажа и переохлаждения. Все было организовано.

«Тогда в кассах велись списки, — вспоминает она. — Я не знаю кто эти волонтёры, но в любом случае был порядок и царила дружба. Не было желающих разорвать друг друга за поход на балет. Люди подходили к ним, записывались в тетрадки. Ближе к вечеру все собирались у касс и у каждого была возможно сходить в туалет, поесть и передохнуть. В 23:00 уже был финальный сбор и, отстояв час, люди получали билет. Никто не мог пролезть вперёд или оттолкнуть кого-то. Если ты 150, значит ты 150. Также билеты спокойно можно было купить онлайн. Сайт работал, места были в доступе».

В этом же сезоне настояли на «живой» очереди и возникли «антитетрадочники». По словам девушки, почти за сутки до начала выдачи браслетов (по которым потом нужно было получить билет), у касс собралась «бравая сотня крепких мужчин», которым ни дождь, ни снег, ни ледяной вечер нипочём. Семья и родственники Киры подъехали к кассе в 16:00. В этот момент они были 300-ми. Но ближе к ночи, занявшие очередь мужчины начали подтягивать «своих» людей. В итоге, очевидцы оказались в числе 500-х и после 9,5 часов ожидания так и не получили заветных билетов.

«Продажа организована так, что достоять до покупки могут только физически и морально крепкие, не работающие люди», — говорится в жалобе.

Кроме того, возник у адвоката вопрос и к количеству продаваемых билетов. Их, по ее подсчетам, явно меньше, чем должно быть.

Адвокат требует провести проверку и опубликовать официальную статистику о продаваемых в общем порядке билетах, по льготным категориям и отданным на пригласительные. Жалобу Корумы поддержали десятки «коллег» по очереди. Одна из них — Оксана — организовала сбор подписей под петицией против новых правил продажи билетов.

«Я пострадала в этой очереди. Не физически, но напрасно потратила много времени и нервов во время попытки купить билеты. В итоге, поеду в Мариинский театр, чтобы посмотреть „Щелкунчика“», — рассказала aif.ru Оксана.

«Щелкунчик» против «Чародеев»

Ранее генеральный директор Большого театра Владимир Урин в ответ на письмо Председателя Комитета по культуре Госдумы Елены Ямпольской ответил, что администрация театра подала заявление в полицию на спекулянтов, что ведут неофициальную запись людей возле касс театра. Также он добавил, что продажи ведутся по ранее установленным правилам, то есть лично и с паспортом, чтобы избежать наглых схем тех самых «перекупщиков». Ситуация на контроле театра. Администрация пытается бороться с негодованием посетителей, но, увы, менять правила продажи билетов не будут.

«Правила продажи билетов, предполагающие ограничения по количеству реализуемых билетов, необходимость внесения в билет паспортных данных, а также разнесение по времени начала продажи в кассе театра и на официальном сайте, были установлены для борьбы с неконтролируемой скупкой билетов перекупщиками», — написал Урин.

Проблема перекупки билетов в Большой театр была всегда, даже в советское время, говорит aif.ru кандидат политических наук, генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. Уже тогда это был серьезный бизнес.

«Одна толпа студентов напирала на другую и оттирала всех покупателей от касс, — рассказывает aif.ru Журавлев. — В итоге билеты скупала победившая ватага, но не для себя, а для „хозяина“, который им за это платил 25 рублей. Дальше он распродавал эти билеты иностранцам, цеховикам, чиновникам — всем, у кого были деньги. Но скандалов больших не было потому, что все понимали статус Большого театра, и что попасть туда просто так очень сложно».

Сейчас все обострилось потому, продолжает Журавлев, что не фильм «Чародеи», а балет «Щелкунчик» является символом Нового года. И нужен этот символ абсолютно всем. Поэтому и перекупщики резко активизировались, и ведут себя по-хамски, умножая цены минимум на 10. Они понимают, что те, кто не уехал на Новый год в Куршавель, купят за любые деньги билет на «Щелкунчика», это вопрос престижа. Следовательно, те кто туда и так никогда не ездил, не смогут попасть и на заветный балет — им банально не достанется билетов, которые скупят перекупы.

«Для кого-то присутствие на новогоднем „Щелкунчике“ в Большом театре — это пропуск в „приличное общество“, — резюмирует Журавлев. — Это действительно важно, к примеру, еще и для GR-менеджеров: если вас не видели под Новый год на Щелкунчике, то вы занимаетесь не своим делом. Есть некие реперы — ты должен быть там-то, тогда с тобой будут считаться. Как в советское время нужно было привести детей на новогоднюю елку в Кремле».

Выбор есть, но он не нужен?

И тем не менее ситуация удивительная. Как ранее писал aif.ru в Москве есть огромное количество мест, где тоже идут эти новогодние спектакли, причем на очень достойном уровне и за разумные деньги.

Много лет с успехом балет идёт на сцене Государственного Кремлёвского дворца. В 1993-м году его поставил хореограф Андрей Петров, и на сегодняшний день «Щелкунчик» выдержал свыше 300 представлений. Стоимость билетов — от 1000 до 2500 рублей. Московский Губернский театр также приглашает на спектакль по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Стоимость билетов — от 1000 до 2500 рублей. Балет «Щелкунчик» занимает особое место в репертуаре знаменитого театра «Русский балет». Билет стоит 400–3000 рублей.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах