В Музее архитектуры им. А. В. Щусева открываются сразу две выставки, имеющие прямое отношение к истории создания музеев русского деревянного зодчества.
Одна из них посвящена творчеству выдающегося архитектора-реставратора Александра Ополовникова, другая — эстетике исторических бревенчатых построек, создававшихся крестьянами на основе многовековой плотницкой традиции. Как удается сохранять традиции самому Музею архитектуры? Об этом aif.ru рассказала его директор, искусствовед Елизавета Лихачева.
Узнать свой город и удивиться
Владимир Кожемякин, aif.ru: — Елизавета Станиславна, как сделать тему архитектуры интересной простому человеку — так чтобы он захотел прийти в музей?
Елизавета Лихачева: — Музей для того и создан, чтобы говорить об архитектуре языком, привычным простому человеку. Одна из целей музея — популяризация знаний. Мы сохраняем, изучаем и популяризируем человеческое наследие: это наша работа. Способов для этого много: экскурсии, мастер-классы, викторины и т. п. Но главное — доступный визуальный язык. Мало просто развесить по стенам полотна классиков живописи. Нужно, чтобы посетители понимали, что тут к чему и о чем в целом идет речь.
Для нас важно, чтобы люди не просто пришли на выставку, но и унесли оттуда впечатление, которое впоследствии может стать для них определяющим в житейских вещах: например, в строительстве загородного дома. Наш музей задумывался как научно-просветительский центр для сохранения, систематизации и публичного показа материальных свидетельств и документов, отражающих развитие мировой архитектуры. Мы стараемся этому следовать. Идея же о том, что Музей архитектуры создан только для специалистов, губительна и для самой архитектуры, и для музея.
— Насколько люди сейчас вообще интересуются архитектурой, в том числе современной?
— Людям по-прежнему интересна архитектура, но их интерес стал более отстраненным. И это можно понять. Сегодня, например, полностью отсутствует такой инструмент участия гражданского общества в городской застройке, как общественные слушания по архитектуре. От простого человека здесь ничего не зависит, все вопросы строительства в тех или иных местах решаются без него. Тем не менее, несмотря на связанную с этим определенную апатию, в стране отмечается экскурсионный бум: люди полюбили ходить на городские архитектурные экскурсии не где-нибудь в турпоездке, а по тем городам, в которых они живут, изучать историю своего жизненного пространства.
— Можно ли сегодня, в век панелей и небоскребов, говорить об архитектуре как об искусстве?
— Удивительно, но в наш век типовой архитектурной индустрии, стремления строить побольше и подешевле существуют яркие примеры, когда авторская архитектура или имя архитектора становятся способом продвижения проекта. И это приветствуется обществом. Люди хотят видеть среди монотонной застройки действительно красивые новые здания.
Не обижайте классику!
— Сегодня музеи перестраивают свою работу, используя компьютерные технологии. А вы?
— Интернет для нас — скорее способ коммуникации. В оформлении экспозиций новыми технологиями мы стараемся особенно не увлекаться. У нас все-таки музей, а не архитектурный аттракцион. Мы даем посетителям возможность приобщиться к методам подлинной архитектурной графики. Например, на выставке, посвященной одному из основоположников русского классицизма, зодчему Матвею Казакову, — о допожарной Москве рубежа XVIII–XIX вв., мы представили в экспозициях подлинные авторские проекты, гравюры и серии рисунков, объемные модели самых значимых зданий. Нас уверяли, что сегодня такое искусство никого не интересует, что московский классицизм — это «нафталин». А когда выставка открылась, на нее неожиданно пошел народ — потому что в этом проекте творчество Казакова буквально заблистало. И все это — безо всяких новейших технологий. Всем было интересно, потому что выставка говорила с посетителями об архитектуре простым и понятным языком. Значит, интересен не только авангард, как уверяют некоторые специалисты. Дело в том, как именно музей подает посетителям искусство. Можно ведь и детективный роман пересказать так, что заснешь от скуки. Не всегда важно «что», но всегда важно «как». Секрет интереса посетителей в этом, а не в технологиях.
Каждый директор современного музея так или иначе экспериментирует. Но если когда-то музеи конкурировали между собой, то сегодня они конкурируют с интернетом, кинотеатрами, множеством разнообразных шоу. Наша задача — придумать способы демонстрации произведений искусства, не отказываясь при этом от музейных традиций. Иначе музей может стать этаким аттракционом интерактивности.
Проблема еще и в том, что сегодня многие посетители не знают предыстории создания произведений искусства, той мифологии, которая их окружает. Например, Богоматерь с младенцем еще узнают, а, скажем, Геракла — с трудом. Современный зритель в музеях, к сожалению, не очень понимает, с чем имеет дело. Это данность, с которой мы сталкиваемся каждый день. Для того чтобы зритель воспринимал искусство более осознанно, метод один — просвещение.
— Какие еще интересные экспозиции готовятся в Музее архитектуры?
— Весной будущего года откроется выставка «Фальконье. Архитектура света». Она посвящена истории стеклянных кирпичей «фальконье», названных так в честь их изобретателя — швейцарского архитектора и инженера Гюстава Фальконье. При создании моделей стеклоблоков он вдохновлялся геометрическими и природными формами, древними мозаичными орнаментами и раппортами тканей и обоев. Кирпичи применялись для остекления коридорных и световых окон, перекрытия зимних садов, оранжерей и парников, садово-парковых беседок и торгово-выставочных павильонов. Формула изготовления «фальконье» была утрачена в 1930-х гг., но воссоздана Музеем архитектуры и командой экспериментального производства NWGlass.lab из Петербурга. Стеклянные кирпичи, созданные в соответствии с историческими прототипами, станут основой выставки в Москве.