Новая постоянная экспозиция Музея Победы на Поклонной горе «Подвиг народа» готовилась 2 года.
Результатом длительного труда и новаторского поиска стало абсолютно новое музейное пространство. Экспозиция «Подвиг народа» — это грандиозная научная работа. А также впечатляющее применение интерактивных технологий, строительство музейных объектов, воссоздающих реальные здания, интерьеры и пейзажи, создание фильмов-реконструкций и 3D-моделей... Что особенно придётся по вкусу современным подросткам и юношеству. Собственно, именно им в первую очередь экспозиция и адресована.
Огнемёты и полицаи
Открывают экспозицию Холмские ворота Брестской крепости, выстроенные творческой мастерской «Невский баталист» в точном соответствии с оригиналом. За ними — разрушенные здания, иссечённые снарядами деревья, искорёженное заграждение, бронеавтомобиль... И одна малозаметная, но важная деталь — фрагменты оплавленного стекла и сильно обгоревшие кирпичи. Без помощи экскурсовода (а экскурсия длится 2 часа) многие упустили бы интересный сюжет. Оказывается, немецкие газеты 15 августа 1941 г. писали о массовом применении в Брестской крепости огнемётов, которые оставляют такие вот характерные следы. Огнемёты же применяются, когда есть необходимость тотальной зачистки крепости от сопротивляющихся. Необходимость такая была — всего через 11 дней в Брестскую крепость приехали Гитлер и Муссолини. То есть на тот момент в крепости ещё оставались русские солдаты, которых гитлеровцы по-настоящему боялись. Оставались, несмотря на уверения иных западных публицистов в том, что защитники Бреста, дескать, чуть ли не сразу капитулировали.
«Подвиг народа» — такое название для экспозиции выбрано неспроста. Война в обыденном представлении — это прежде всего бои, сражения, операции, танковые атаки, залпы "катюш«. А как и чем жил народ? Как и где работали люди? Каково приходилось тем, кто оказался на территории, оккупированной немцами?
В разделе, рассказывающем об оккупации, можно испытать своего рода шок. Как будто мало было создателям всего этого масштабного полотна войны фигуры немецкого офицера, позирующего на фоне виселицы. Или фильма-ролика, в котором нацисты грабят смоленскую деревню. Или рассказа о том, что на Смоленщине во время оккупации погиб каждый третий, а область до сих пор не восстановила численность. Видимо — да, мало. Потому что одна из фигур — полицай с белой нарукавной повязкой — внезапно ожила и вскинула винтовку: «А ну, стой! Кто такие?» Это было по-настоящему жутко. Создатели экспозиции ещё до открытия говорили, что их задача — максимальное погружение в атмосферу тех лет. После явления полицая лично мне стало ясно, что задача решена.
Реальность войны
Здесь нельзя не вспомнить ленинскую фразу об объективной реальности, которая дана нам в ощущениях. У нас в отношении памяти о Великой Отечественной долгое время наблюдался дефицит именно что ощущений. «Подвиг народа» одним махом ликвидирует этот дефицит. Здесь война, военное время и впрямь воспринимаются как объективная реальность, данная нам в ощущениях. Ощущениях слуховых — вой сирен, отрывистые команды на немецком, лай овчарок, стрельба и рёв моторов. Зрительных — экспонаты, фигуры, пейзажи и интерьеры, а также тот самый фильм-ролик, один из 12 специально снятых Игорем Угольниковым для этой выставки. В ощущениях осязательных — все предметы можно и нужно трогать, на лавку в смоленской избе можно присесть, а попутно узнать, что это точная копия настоящей избы крестьян Алексеевых из деревни Ланино, о чём свидетельствует аусвайс № 408, выданный оккупантами.
В следующем зале к нам подошла барышня в строгом английском костюме по моде 1940-х: «Тише, товарищи! Идёт совещание Государственного комитета обороны!» За стеклом и правда двигались и переговаривались знакомые фигуры — Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов и «железный нарком» Лазарь Каганович. Обсуждалась тема эвакуации заводов и фабрик, и действительно хотелось вести себя потише, несмотря на то, что за стеклом была «всего лишь» голограмма.
А в разделе, посвящённом работе эвакуированных заводов, к вам подойдёт старый токарь в спецовке. Под грохот станков и радиотрансляцию из чёрной тарелки-репродуктора он покажет, как собрать автомат ППШ, да ещё и подколет: мол, вон, смотри, тот парнишка 11 лет и то быстрее управляется. Расскажет всё про того парнишку и ещё про десятки тысяч таких, как он — стоящий рядом с тобой за станком на ящике от снарядов, потому что ростом не вышел. А вот сколько автоматов или снарядов выпустил завод, не скажет: «Это, ребята, военная тайна. Опытный агент враз смекнёт, что, если производство снарядов увеличилось, это к наступлению».
А потом будут медсестра, сортирующая бинты, работник читального зала блокадной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина, сотрудница радиостудии, откуда вещал Юрий Левитан. В финале — даже хозяйка венского кафе, которая никак не ожидала от «страшных русских», что они будут раздавать австрийским детям еду.
Без цифровых перегибов
Всего в экспозиции 58 информационных комплексов. Это голографические проекции, мультимедийные справочники, интерактивные витрины с предметами, которые погружают в реалии того времени. Скажем, в блокадной библиотеке ты получаешь из картотеки формуляр, сканируешь его штрихкод за столом, и — пожалуйста — мне по моему запросу «культурная жизнь советских людей» была в электронном виде представлена вся периодика военных лет по данной теме. А можно записать в студии Левитана радиосводку «От Советского информбюро» за текущее число — ролик тебе через пару минут пришлют на электронную почту. Или попробовать себя в роли участника фронтовой артистической бригады — спеть, предположим, «Катюшу». А на экране появятся солдаты, отдыхающие в прифронтовом лесу. Кто-то тебе подпоёт, кто-то подыграет на гармони-тальянке. Кстати, тальянка, самая настоящая, лежит в кабине полуторки, с кузова которой ты только что пел.
Создателям экспозиции удалось нащупать баланс между элементами театра, кино, монументального искусства и собственно музейной выставкой и интегрировать интерактивные системы в общее тематическое пространство. Они не перетягивают внимание на себя, не дают полностью уйти в виртуальный мир, где война — это такая компьютерная игра, а жертвы, страдания, кровь, тяжкая работа в эвакуации или жизнь под дулом полицая — всего лишь комбинация нулей и единичек в процессоре. Нет. Это всё было по-настоящему.