В создании ленты принимали участие шесть стран, бюджет в 26 млн. евро - цифра впечатляющая не только для российского, но и для европейского кинобизнеса. Складывается впечатление, что главные роли в сериале распределяли по принципу «чтобы ни одной стране не было обидно». Наташа Ростова - француженка, Андрей Болконский - итальянец, Пьер Безухов - немец. Зато император Александр I - наш блистательный Игорь Костолевский.
- Игорь Матвеевич, а ведь ваша кинокарьера начиналась с роли кавалергарда Анненкова в «Звезде пленительного счастья» - и бунтовал он как раз против императора.
- Так всегда в жизни бывает: тот, кто в молодости отстаивает одно, в финале приходит к совершенно противоположному. Это шутка, конечно. Но я усматриваю в произошедшем некий мистический смысл. Когда мне предложили роль Александра I, я согласился, потому что, во-первых, это Лев Толстой. А во-вторых, я вспомнил, как давным-давно, во время съёмок «Звезды пленительного счастья», режиссёр Владимир Мотыль говорил: «Будешь постарше, тебе надо обязательно сыграть Александра!»
В ответе за самого себя
- Вы всегда говорите, что вам интересно играть не персонаж, а судьбу. Ваш герой - фигура с трагической судьбой?
- Конечно! Личность императора Александра - удивительная, загадочная. Он всегда хотел быть «частным человеком», как сам говорил, всё время помышлял о том, как бы уйти от власти, и при этом каждый раз оказывался в центре переломных моментов истории. С одной стороны, Александр был гуманистом, выступал за укрепление отношений с Европой. С другой - мы знаем, что из всего этого получилось.
- Сегодня в обществе всё громче звучат голоса о том, что демократия для России оказалась не самой удачной формой правления и что, может, как раз монархия-то нам больше подходит, потому что царя с детства учили заботиться в первую очередь о благе страны.
- Мне трудно оценивать, плоха демократия или хороша... Никто лучше-то пока ничего не придумал! А что касается монархии, не знаю... Но думаю, что какая бы власть ни была в стране, у человека должна быть высокая личная ответственность прежде всего за самого себя. И если мы хотим жить как люди, то каждому из нас необходимо быть гражданином, а не уповать на кого-то, кто за тебя всё решит.
«Мечтал стать врачом»
- Пару лет назад Театр имени Маяковского, в котором вы служите, попал в неприятную ситуацию - я имею в виду скандал с «Женитьбой», когда актёров театра «выписали» на свадьбу к одному из чиновников. Не обидно, что к актёрам всё чаще относятся как к обслуге, которую зовут, чтобы «сделала красиво»?
- Ой... (вздыхает). У нас в стране искусство всегда воспринималось чем-то большим, чем искусство, а театр - больше, чем театр. Но это было в ТОЙ жизни. Сейчас у нас и театр, и искусство в целом начинают занимать то место, на котором они находятся в любой европейской стране. Привыкнуть к этому очень трудно. Это зависит и от состояния общества, и от нашего уровня культуры. Конечно, ничего нового не скажу, но, когда поколение, воспитанное на «Аншлаге», приходит в театр, понятно, что оно хочет там увидеть... Да и мы, артисты, порой оказываемся не на высоте.
- В вашей актёрской карьере не только исторические личности - вспомнить хотя бы фильм «И это всё о нём». А кто из рядовых персонажей сегодняшней жизни вам как актёру интересен?
- Согласен, меня в основном знают по кавалергарду в «Звезде пленительного счастья» или разведчику в «Тегеране-43». Но у меня есть и такие фильмы, как Безымянная звезда", «Законный брак». Их героями были обычные люди, которые не выглядели победителями, но отстаивали свою точку зрения и чувство собственного достоинства, находясь в положении не то чтобы униженном, но уж точно зависимом.
В детстве я мечтал стать врачом, с большим уважением отношусь к этой профессии. И до сих пор эта категория людей мне интересна. Ведь каждый день им при абсолютно мирной, казалось бы, профессии приходится сталкиваться с экстремальными ситуациями.
- Но только они с их экстремальными ситуациями почему-то оказываются неинтересны режиссёрам и сценаристам.
- Возможно, это происходит потому, что Россия - страна крайностей. Уж так мы устроены: у нас - или ура, или караул. А быть посередине нам всегда трудно. Возможно, криминал ходит в героях на экране потому, что средний класс у нас до конца не сформировался, его ещё очень мало. Поэтому режиссёрам интереснее снимать или про безумных олигархов, или про каких-то маргинальных личностей. Хотя сейчас появляются и фильмы, и сериалы из жизни нормальных людей. Кстати, многим переносить на экран современную жизнь неинтересно потому, что она - рядом. И необходима, наверное, какая-то дистанция, чтобы что-то важное про неё понять.