Человеческий долг
80 лет назад, 1 мая 1942 года, в блокадном Ленинграде после зимней вынужденной паузы возобновились концерты в Большом зале филармонии. Единственный оставшийся в городе симфонический коллектив — оркестр радиокомитета под управлением Карла Элиасберга, потерявший к этому времени более половины своих музыкантов, начал возрождаться. Впереди, от репетиции к репетиции, от концерта к концерту, был драматический и мужественный путь к вершине творческой деятельности военного периода — ленинградской премьере Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.
Исполнение этого произведения 9 августа 1942 года возрождённым оркестром стало не только уникальным явлением в культуре, но и важнейшим социально-политическим событием периода Второй мировой войны. Оно было и своего рода финальным аккордом у берегов Невы, завершившим «путешествие» этого музыкального произведения по регионам нашей страны и по столицам стран-союзниц СССР.
В память об этом событии стартует историко-музыкальный проект «Седьмая симфония. Партитура памяти». Мероприятия увидят свет благодаря спонсорскому содействию компании «Роснефть», которая поддерживает концертную деятельность Санкт-Петербургской академической филармонии c 2015 года. Благодаря поддержке нефтяной компании филармония организует масштабные культурные проекты, направленные на возрождение духовных и национальных ценностей.
«Это наш гражданский и человеческий долг, и в то же время история для нас неординарная с точки зрения масштаба задач, — считает директор Санкт-Петербургской академической филармонии им. Шостаковича Илья Черкасов. — Проект не только музыкальный — он исторический, общекультурный, музейный».
Полифония замысла
По словам автора идеи и куратора проекта замдиректора Санкт-Петербургского института истории РАН Юлии Кантор, исполнение Седьмой симфонии, дирижировать которым будет главный дирижёр филармонии, народный артист РФ Николай Алексеев, станет кульминацией масштабной задумки. Однако это будет не единственное мероприятие.
«Проект будет полифоничным, — комментирует Кантор. — В его рамках пройдёт также сложная и по экспонатному ряду, и по композиции выставка — фойе Чайковского превратится в полноценный музейный зал, отвечающий всем требованиям музейной безопасности, потому что сюда приедут уникальные экспонаты. В том числе впервые из Москвы прибудет оригинальная партитура, начатая Шостаковичем в блокадном Ленинграде и законченная в эвакуации в Куйбышеве — её сам композитор передал в музей, который мы теперь знаем как Российский национальный музей музыки. Так замкнётся исторический круг».
Среди экспонатов выставки, по словам заместителя художественного руководителя филармонии Евгения Петровского, будет представлен и такой драгоценнейший документ, как рукописная книга программы концертов с 5 апреля 1942 года по 1 мая 1944-го, где с дотошностью записана вся информация, касающаяся возобновления концертной деятельности филармонии в блокадном Ленинграде, и в том числе концерта 1 мая 1942 года.
По заверениям куратора, экспозиция представит много подлинных экспонатов, связанных с личностью Карла Элиасберга, с оркестром ленинградского радиокомитета, будет огромный документальный ряд, в том числе никогда ранее не публиковавшийся документ из архивов МИДа, связанный с исполнением Седьмой симфонии в Лондоне и Нью-Йорке. Проект станет поистине всероссийским ещё и потому, что организаторы соберут карту памяти: Самара (бывший Куйбышев), Новосибирск, Ташкент, Москва, т.е. в неё войдут все города, где в 1942-м состоялась премьера.
К тому же в рамках проекта пройдёт научная конференция, наблюдать за которой смогут все желающие. По словам Юлии Кантор, она соберёт людей, чьи имена в научном мире достойны того, чтобы присутствовать в филармонии, — это будут историки, музеологи, музыковеды, специалисты по культурной памяти и другие специалисты. Приём заявок на участие в конференции продолжится до июня.
Всю информацию о проекте можно узнать в постоянно пополняющемся специальном разделе на официальном сайте филармонии.