Примерное время чтения: 8 минут
3144

Возвращение на родину. Судьба похищенной в 1943 году картины Поленова

Картина Василия Поленова «Пруд с вётлами» вернулась в Россию спустя 74 года.
Картина Василия Поленова «Пруд с вётлами» вернулась в Россию спустя 74 года. / Виталий Колбасин / АиФ

«Не засвеченная» работа

Картина «Пруд с вётлами» четыре месяца проходила акклиматизацию на родине, и теперь в Таганрогском государственном литературном и историко-архитектурном музее-заповеднике её выставили на всеобщее обозрение. Шедевру отвели целую комнату, где рядом с полотном размещены документы, касающиеся картины. Среди них и заметка от 4 сентября 1943 года в газете «Известия», в которой рассказано, как «немецкие варвары разграбили музей в Таганроге».

Работы пейзажиста Василия Поленова (1844-1927) хранятся во многих музеях страны. Самые узнаваемые — «Заросший пруд» (1879) и «Московский дворик» (1878) находятся в Третьяковской галерее и считаются визитной карточкой русского художника-передвижника.

Картина «Пруд с вётлами» продолжает любимую тему живописца — лесного пейзажа. Её художник нарисовал в 1881 году в Тульской губернии. Когда смотришь на холст, будто проникаешься некой печалью, свойственной русской природе, меланхолией, природной первозданностью России. На картине можно разглядеть маленькую цаплю на берегу пруда. Эта птичка вносит каплю жизни в этот мрачный летний пейзаж... Немцы-оккупанты, по-видимому, действительно, обладали художественным вкусом, украв именно эту работу и ещё десятки других.

«Ценность произведения возрастает и потому, что работа „не засвечена“ на аукционах и выставках, отсутствуют копии. Даже в интернете о картине найдёте очень скудную информацию», — поясняет главный хранитель музея-заповедника Таганрога Ирина Андриенко.

Ирина Андриенко вместе с солдатами Росгвардии привезла картину из Москвы в Таганрог.
Ирина Андриенко вместе с солдатами Росгвардии привезла картину из Москвы в Таганрог. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Пейзаж для жены

Судьба оказалась благосклонной к «Пруду с вётлами», несмотря на сложные перипетии обстоятельств, в которых оказалась картина. Её участь похожа на жизнь любимой женщины, которую владельцы лелеяли и бережно хранили. Поэтому полотно, спустя 137 лет, сохранилось до наших дней в отличном состоянии!

Впервые картину демонстрировали на выставке передвижников в 1882 году, в Таганрог она приезжала в конце 1880-х годов. Тогда-то её приметил и купил для жены таганрогский купец и меценат Захар Хандрин (1824-1889) Картина хоть и оказалась в частных руках, но семья Хандриных выставляла её на городских выставках, один такой факт документально зафиксирован в 1913 году. После революции полотно оказалось в фондах городского музея, и вместе с другими предметами культуры было национализировано. 

В 1941 году во время оккупации немецкими захватчиками Таганрога в Великую Отечественную войну музей продолжал работать. По настоянию немецких властей работники составили инвентарную опись всего фонда музея, и что особенно ценно, эта опись сохранилась и представлена на экспозиции. Именно из неё можно узнать, что картину изъял офицер по фамилии то ли Герберт, то ли Лейберт. Это произошло в 1943 году за несколько дней до освобождения города советскими войсками. Отступая, немцы похитили около трети самых ценных экспонатов.

Опись картин, изъятых немцами в 1943 году. «Пруд с вётлами» записан в самом верху.
Опись картин, изъятых немцами в 1943 году. «Пруд с вётлами» записан в самом верху. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Историческая правда восстановлена

После войны немецкая сторона вернула часть украденных картин, но «Пруд с вётлами» выпал из поля зрения музейщиков. 

В 1959 году полотно оказалось на рынке произведений искусства, затем перекочевало в музей Мюнхена. Затем работу купил частный коллекционер. Спустя почти 30 лет, в 1986 году, картину вместе с 12 другими полотнами русских и польских художников XIX столетия приобрёл при содействии Культурного фонда земли Шлезвиг-Гольштейн директор Художественного музея города Киля (Германия). 

Как рассказала заместитель директора музея-заповедника Таганрога Лариса Токмакова, за «Пруд с вётлами» заплатили 40 тыс. немецких марок. По нынешним меркам это почти полтора миллиона рублей!

Живопись продолжала храниться на чужбине, пока в 2015 году сотрудники музея Киля при очередной инвентаризации усомнились в принадлежности работы. Завязалась переписка между немецкими и российским музейными работниками. Таганрожцы представили необходимые доказательства прав на произведение искусства, и 11 ноября 2016 года музей-заповедник получил долгожданное письмо о возврате раритета, похищенного немецкой армией в 1943 году.

Официальная церемония передачи картины в Германии.
Официальная церемония передачи картины в Германии. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

В одном из писем немецкая сторона написала: «Хотя жаль расставаться с картиной, но мы понимаем, что историческая правда должна быть восстановлена — живопись принадлежит России».

В Германии есть специальная программа, по которой учёные занимаются возвращением по реституции похищенных культурных ценностей из России в годы войны. Десять лет назад в Таганрог возвратили картину Николая Богданова-Бельского (1868-1945) «Последняя воля», но у неё сложилась другая судьба — её выкупили с аукциона. 

Судьба ещё 44 картин неизвестна

«У меня мороз по коже пошёл от волнения, когда я оказалась рядом с контейнером-термосом, в которой перевозили картину. Я испытала необыкновенные эмоции, ведь стала сопричастной к возвращению спустя 74 года произведения искусств», — вспоминает главный хранитель музея-заповедника Ирина Андриенко.

За возвращение картины российской стороне пришлось заплатить немалую сумму, так как для её транспортировки изготовили специальный термос-ящик. Российские бизнесмены отказались говорить о конкретных цифрах, уточнили лишь, что для Таганрога она немаленькая. 

В Германии для транспортировки холста в Россию сделали специальный «дышащий» контейнер.
В Германии для транспортировки холста в Россию сделали специальный «дышащий» контейнер. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

По дипломатической почте картину переправили из Германии в Москву — министерство иностранных дел, а оттуда в сопровождении трёх автоматчиков, сотрудников Росгвардии, доставили в Таганрог.

На презентации «Пруда с вётлами» заместитель председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович отметил, что «проделана непростая, но очень важная для нашей страны работа» и высоко оценил добрый шаг немецких коллег.

Сейчас раритет экспонируют в зале Таганрогского государственного музея-заповедника. Скорее всего, его отправят на то место, откуда её похитили — в Таганрогский историко-краеведческий музей (Дворец Алфераки). Остаётся неизвестной судьба ещё 44 картин, похищенных немцами в Таганроге. Среди них бесследно исчезнувшие произведения живописцев Константина Маковского (1839-1915), Ивана Крамского (1837-1887), Ивана Айвазовского (1817-1900). 

Экспозиция доступна для всех любителей искусства.
Экспозиция доступна для всех любителей искусства. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Холсты, вывезенные во время войны, возвращают редко, потому что они оседают в частных коллекциях. И лишь те имеют шанс вернуться на родину, которые попадают в поле зрения государств, как, например, случилось с картиной «Пруд с вётлами».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах