После снятия ограничений, связанных с коронавирусом, для посетителей откроются наконец музеи.
Некоторые из них, например Третьяковская галерея, планируют представить целую линейку масштабных и увлекательных выставок.
Год начнётся с высокой ноты – в Лаврушинском переулке будет запущен проект «Библейские эскизы», посвящённый графическому наследию Александра Иванова , автора знаменитого полотна «Явление Христа народу». Завершится он лишь в январе 2022 г. и будет включать в себя три сменяющие друг друга экспозиции – «Благовещение», «Чудеса и проповеди Христа», «Евангельские мотивы». Над этим циклом художник работал последние 10 лет своей жизни – предполагалось, что по эскизам будут созданы росписи.
Библейские картины Александра Иванова
С одиннадцати лет мальчик учился под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова в Императорской Академии Художеств. За написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора» (1824) был награждён малой золотой медалью.
© Public Domain
В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».
© Public Domain
Общество поощрения художников, покровительствовавшее Иванову, решило послать его за границу для дальнейшей учёбы, но предварительно потребовало, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» (1829).
© Public Domain
В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина» (1831-1833 годы).
© Public Domain
«Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1834).
© Public Domain
Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением. Так появилась на свет картина «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1835).
© Public Domain
За двадцать лет работы над «Явлением Христа народу», художник создал огромный цикл библейских акварелей и рисунков, а также множество этюдов, пейзажей и портретов. «Человек в шапочке, смотрящий вверх» (1830-е годы),
© Public Domain
Библейские картины Александра Иванова
С одиннадцати лет мальчик учился под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова в Императорской Академии Художеств. За написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора» (1824) был награждён малой золотой медалью.
© Public Domain
В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».
© Public Domain
Общество поощрения художников, покровительствовавшее Иванову, решило послать его за границу для дальнейшей учёбы, но предварительно потребовало, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» (1829).
© Public Domain
В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина» (1831-1833 годы).
© Public Domain
«Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1834).
© Public Domain
Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением. Так появилась на свет картина «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1835).
© Public Domain
За двадцать лет работы над «Явлением Христа народу», художник создал огромный цикл библейских акварелей и рисунков, а также множество этюдов, пейзажей и портретов. «Человек в шапочке, смотрящий вверх» (1830-е годы),
© Public Domain
Там же, в Лаврушинском, развернётся экспозиция «Александр Бенуа и его «Мир искусства», где будет представлено более 200 произведений художников, совершивших в своё время «графическую революцию», – Кустодиева , Бакста , Сомова , Судейкина , Врубеля и, разумеется, самого Бенуа . Выставка продлится до 16 мая.
Эстет в искусстве Александр Бенуа. Творческий путь художника в картинах
Александр Бенуа был сыном известного российского архитектора Николая Бенуа и рос в атмосфере особого отношения к искусству. В 1894 году Бенуа окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но параллельно изучал живопись и рисовал, что позволило ему начать карьеру теоретика и историка искусства.
© Public Domain / Леон Бакст. Портрет Александра Бенуа (1898)
После путешествия по Франции (1996-1898) серией акварельных картин «Последние прогулки Людовика XIV» Бенуа заявил о себе как художник.
© Public Domain / Александр Бенуа «Прогулка короля» (1906)
Прославляя красоту и величие архитектуры XVIII века, Бенуа создает великолепные пейзажи Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Также он становится одним из организаторов идеологов художественного объединения «Мир искусства».
© Public Domain / Александр Бенуа «Петергоф. Большой каскад» (1901-1917)
В 1901 и 1902 годах Бенуа издал в двух выпусках получившую большую известность книгу «Русская живопись в XIX веке», а также начал издавать журнал «Художественные сокровища России». Одной из самых популярных книг для детей времен Бенуа была Азбука, созданная художником в 1904 году.
© Public Domain / Александр Бенуа. Иллюстрация к букве «Ю» из «Азбуки» (1904)
С 1910-х годов все чаще на полотнах художника появляются люди. Бенуа создает картины «Петр I на прогулке в Летнем саду», «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907), «Фантазия на Версальскую тему» (1906), «Итальянская комедия» (1906). В это же время художник оформил оперу Вагнера «Гибель богов» в Мариинском театре и создал эскизы декораций к балету Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам.
© Public Domain / Александр Бенуа «Парад при Павле I» (1907)
В 1916-1918 годах художник создает иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».
© Public Domain / Александр Бенуа. Иллюстрация к поэме «Медный всадник»
Бенуа так сильно увлекся балетом, что при его непосредственном участии Дягилевым в Париже в 1909 году была организована частная балетная труппа «Русские сезоны». Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и придумал оформление к нескольким спектаклям.
© Public Domain / Александр Бенуа «Итальянская комедия. «Любовная записка» (1907)
Высоко оцениваются критиками декорации, сделанные Бенуа к балету Стравинского «Петрушка» в 1911 году.
© Public Domain / Александр Бенуа. Эскиз костюма для балета Стравинского «Петрушка» (1911)
В 1918 году художник стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа и разработал совершенно новый план экспозиции музея.
© Public Domain / Александр Бенуа «Главный фонтан» (1942)
В 1926 году Бенуа покинул СССР: художник не вернулся на родину из зарубежной командировки. Он жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Бенуа скончался 9 февраля 1960 года в Париже.
© Public Domain / Александр Бенуа «Версаль» (1906)
Эстет в искусстве Александр Бенуа. Творческий путь художника в картинах
Александр Бенуа был сыном известного российского архитектора Николая Бенуа и рос в атмосфере особого отношения к искусству. В 1894 году Бенуа окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но параллельно изучал живопись и рисовал, что позволило ему начать карьеру теоретика и историка искусства.
© Public Domain / Леон Бакст. Портрет Александра Бенуа (1898)
После путешествия по Франции (1996-1898) серией акварельных картин «Последние прогулки Людовика XIV» Бенуа заявил о себе как художник.
© Public Domain / Александр Бенуа «Прогулка короля» (1906)
Прославляя красоту и величие архитектуры XVIII века, Бенуа создает великолепные пейзажи Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Также он становится одним из организаторов идеологов художественного объединения «Мир искусства».
© Public Domain / Александр Бенуа «Петергоф. Большой каскад» (1901-1917)
В 1901 и 1902 годах Бенуа издал в двух выпусках получившую большую известность книгу «Русская живопись в XIX веке», а также начал издавать журнал «Художественные сокровища России». Одной из самых популярных книг для детей времен Бенуа была Азбука, созданная художником в 1904 году.
© Public Domain / Александр Бенуа. Иллюстрация к букве «Ю» из «Азбуки» (1904)
С 1910-х годов все чаще на полотнах художника появляются люди. Бенуа создает картины «Петр I на прогулке в Летнем саду», «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907), «Фантазия на Версальскую тему» (1906), «Итальянская комедия» (1906). В это же время художник оформил оперу Вагнера «Гибель богов» в Мариинском театре и создал эскизы декораций к балету Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам.
© Public Domain / Александр Бенуа «Парад при Павле I» (1907)
В 1916-1918 годах художник создает иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».
© Public Domain / Александр Бенуа. Иллюстрация к поэме «Медный всадник»
Бенуа так сильно увлекся балетом, что при его непосредственном участии Дягилевым в Париже в 1909 году была организована частная балетная труппа «Русские сезоны». Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и придумал оформление к нескольким спектаклям.
© Public Domain / Александр Бенуа «Итальянская комедия. «Любовная записка» (1907)
Высоко оцениваются критиками декорации, сделанные Бенуа к балету Стравинского «Петрушка» в 1911 году.
© Public Domain / Александр Бенуа. Эскиз костюма для балета Стравинского «Петрушка» (1911)
В 1918 году художник стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа и разработал совершенно новый план экспозиции музея.
© Public Domain / Александр Бенуа «Главный фонтан» (1942)
В 1926 году Бенуа покинул СССР: художник не вернулся на родину из зарубежной командировки. Он жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Бенуа скончался 9 февраля 1960 года в Париже.
© Public Domain / Александр Бенуа «Версаль» (1906)
С 30 марта 2021 г. по 1 февраля 2022 г. «репинские» залы опустеют – полотна уедут на гастроли в Хельсинки и Париж. Взамен откроется выставка «Известный и неизвестный Репин». Особый раздел будет посвящён картине «Иван Грозный и сын его Иван», которая находится на реставрации с 2018 г. Мультимедийная программа раскроет историю полотна и тайны процесса его восстановления.
Знаковые картины Ильи Репина
«Бурлаки на Волге» (1870-1873). В 1868 году во время поездки на Неву на этюды Репин увидел бурлаков за работой. Контраст между праздной, беззаботной публикой на берегу, и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил его, что он начал создавать эскизы на эту тему.
© Public Domain
Репин писал много портретов своих близких. Так, Илья Ефимович создал несколько портретов Веры Алексеевны, в том числе картину «Отдых» (1882).
© Public Domain
«Осенний букет» (1892). Героиней картины является старшая дочь Репиных — Вера Ильинична. Художник писал портрет с натуры. По его словам, букет в руках повзрослевшей барышни подчеркивал ее «чувство жизни, юности, неги».
© Public Domain
«Садко» (1876). Во время заграничного путешествия в качестве пенсионера Императорской академии художеств Репин познакомился с творчеством импрессионистов. Своеобразным ответом на их творчество стала картина «Садко» на сюжет новгородской былины. Репин выставлял ее в Парижском салоне 1876 года, там картина успеха не имела, зато стала известной в России. Ее купил будущий император Александр III. В том же году Репин получил за нее звание академика.
© Public Domain
«Царевна Софья» (полное авторское название — «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги 1698 года», 1879). Работа над этой картиной продолжалась больше года. Чтобы достоверно передать детали костюма, Репин посещал музеи и мастерские театров, а супруга Вера Алексеевна собственноручно шила платье по эскизам, принесенным из Оружейной палаты.
© Public Domain
«Крестный ход в Курской губернии» (1883). На создание картины ушло три года. Для сбора материалов Репин ездил в Коренную пустынь под Курском, которая была знаменита своими крестными ходами. Кроме этого, он посещал Киев и Чернигов, где наблюдал крестный ход из Троицкого монастыря.
© Public Domain
«Пахарь. Лев Толстой на пашне» (1887). За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Толстым Репин, бывавший и в его московской квартире, и в Ясной Поляне, создал несколько портретов писателя, в частности, этот.
© Public Domain
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). У картины, которую все помнят со школы, весьма непростая судьба. После создания в 1885 году она не понравилась императору Александру III и была запрещена к показу, став первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской империи. Полотно не раз страдало от рук вандалов: в 1913 году старообрядец Абрам Балашов ударил картину ножом, а в 2018 году безработный Игорь Подпорин разбил стекло, повредив осколками холст.
© Public Domain
«Не ждали» (1888). История этого произведения началась с небольшой картины. На ней была изображена молодая курсистка, возвращающаяся домой после длительного отсутствия. Позже, развивая тему, художник заменил девушку мужчиной, «блудным сыном», которого встречает пожилая мать.
© Public Domain
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891). По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану.
© Public Domain
Знаковые картины Ильи Репина
«Бурлаки на Волге» (1870-1873). В 1868 году во время поездки на Неву на этюды Репин увидел бурлаков за работой. Контраст между праздной, беззаботной публикой на берегу, и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил его, что он начал создавать эскизы на эту тему.
© Public Domain
Репин писал много портретов своих близких. Так, Илья Ефимович создал несколько портретов Веры Алексеевны, в том числе картину «Отдых» (1882).
© Public Domain
«Осенний букет» (1892). Героиней картины является старшая дочь Репиных — Вера Ильинична. Художник писал портрет с натуры. По его словам, букет в руках повзрослевшей барышни подчеркивал ее «чувство жизни, юности, неги».
© Public Domain
«Садко» (1876). Во время заграничного путешествия в качестве пенсионера Императорской академии художеств Репин познакомился с творчеством импрессионистов. Своеобразным ответом на их творчество стала картина «Садко» на сюжет новгородской былины. Репин выставлял ее в Парижском салоне 1876 года, там картина успеха не имела, зато стала известной в России. Ее купил будущий император Александр III. В том же году Репин получил за нее звание академика.
© Public Domain
«Царевна Софья» (полное авторское название — «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги 1698 года», 1879). Работа над этой картиной продолжалась больше года. Чтобы достоверно передать детали костюма, Репин посещал музеи и мастерские театров, а супруга Вера Алексеевна собственноручно шила платье по эскизам, принесенным из Оружейной палаты.
© Public Domain
«Крестный ход в Курской губернии» (1883). На создание картины ушло три года. Для сбора материалов Репин ездил в Коренную пустынь под Курском, которая была знаменита своими крестными ходами. Кроме этого, он посещал Киев и Чернигов, где наблюдал крестный ход из Троицкого монастыря.
© Public Domain
«Пахарь. Лев Толстой на пашне» (1887). За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Толстым Репин, бывавший и в его московской квартире, и в Ясной Поляне, создал несколько портретов писателя, в частности, этот.
© Public Domain
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). У картины, которую все помнят со школы, весьма непростая судьба. После создания в 1885 году она не понравилась императору Александру III и была запрещена к показу, став первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской империи. Полотно не раз страдало от рук вандалов: в 1913 году старообрядец Абрам Балашов ударил картину ножом, а в 2018 году безработный Игорь Подпорин разбил стекло, повредив осколками холст.
© Public Domain
«Не ждали» (1888). История этого произведения началась с небольшой картины. На ней была изображена молодая курсистка, возвращающаяся домой после длительного отсутствия. Позже, развивая тему, художник заменил девушку мужчиной, «блудным сыном», которого встречает пожилая мать.
© Public Domain
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891). По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану.
© Public Domain
22 апреля на Крымском Валу откроется крупнейший в истории Третьяковки международный проект «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». Экспозиция, разработанная специалистами Третьяковской галереи и Государственных художественных собраний Дрездена, объединяет работы крупнейших художников первой четверти XIX в. – Каспара Давида Фридриха , Иоганна Овербека , Александра Иванова , Алексея Венецианова , Карла Брюллова и других.
10 шедевров Карла Брюллова
«Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1827).
© Public Domain
«Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)» (1827).
© Public Domain
«Портрет поэта и драматурга графа А. К. Толстого в юности» (1836).
© Public Domain
«Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини» (не позднее 1842).
© Public Domain
10 шедевров Карла Брюллова
«Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1827).
© Public Domain
«Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)» (1827).
© Public Domain
«Портрет поэта и драматурга графа А. К. Толстого в юности» (1836).
© Public Domain
«Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини» (не позднее 1842).
© Public Domain
Выставка под названием «Михаил Врубель» откроется 2 ноября на Крымском Валу и займёт 3 (!) этажа. По словам сотрудников галереи, она станет важнейшим событием года в области искусства. Будет представлено 300 произведений художника из 14 российских и зарубежных музеев. Третьяковка планирует показать наследие художника во всей полноте – в пространстве выставки поместят живопись, графику, скульптуру, панно для особняков, майолику, фотографии и костюмы.
Неподвижная тайна Михаила Врубеля. Биография в картинах
Михаил Врубель родился в семье военного офицера и детство провёл в разъездах. После школы Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Впрочем, учёба будущему художнику быстро наскучила – его увлекали философия, опера и живопись.
© Public Domain / Автопортрет Михаила Врубеля, 1880 год
Врубель начал посещать вечерний класс Павла Чистякова в Академии художеств. Здесь он нарисовал ставшую затем знаменитой иллюстрацию к «Анне Карениной» - на ней изображена сцена встречи главной героини со своим сыном.
© Public Domain / «Анна Каренина встречает сына», Михаил Врубель, 1878 год
Позже Врубеля взяли вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. Молодой художник поразил профессоров необычным стилем и вольной интерпретацией классических сюжетов. Сам Врубель в то время увлёкся импрессионизмом.
© Public Domain / «Обручение Марии с Иосифом», Михаил Врубель, 1881 год
Постепенно Врубель превратился из обычного легкомысленного студента в увлечённого работой и педантичного в мелочах художника. В 25 лет Михаил стал работать с удвоенной силой, а круг его знакомых значительно расширился.
© Public Domain / «Портрет студента», Михаил Врубель, 1882 год
В 1884 году Врубеля впервые пригласили поработать над реставрацией храма – это была Кирилловская церковь, построенная в Киеве в XII веке. Художник написал несколько икон, а позже выполнил ряд эскизов для Владимирского собора.
© Public Domain / «Моисей», Михаил Врубель, 1884 год
Вернувшись в Москву, Врубель проявил себя в качестве архитектора и мастера прикладного искусства, он создал проект фасада дома Саввы Мамонтова, работал в оформлении особняков на Спиридоновке и в Подсосенском переулке. В это время художник много сотрудничал с легендой московского модерна Фёдором Шехтелем.
© Public Domain / «Голова демона», Михаил Врубель, 1890 год
Знакомство с Мамонтовым привело Врубеля в Санкт-Петербург, где он принимал участие в гастролях Русской частной оперы. В этом турне Врубель познакомился с певицей Надеждой Забелой, которую изобразил на картине «Царевна-Лебедь». Позже Михаил и Надежда назвали своего сына в честь Мамонтова Саввой, но ребёнок скончался в возрасте двух лет.
© Public Domain / «Царевна-Лебедь», Михаил Врубель, 1900 год
В 1902 года у Врубеля появились первые признаки душевного расстройства – он с видом одержимого каждое утро приходил на выставку «Мир искусства» и детально перерисовал детали собственной картины «Демон поверженный».
© Public Domain / Фрагмент картины «Демон поверженный», Михаил Врубель, 1902 год
По рекомендации знаменитого психиатра Владимира Бехтерева жена увезла Врубеля в Рязанскую губернию, но позже они вернулись в Москву, где художника лечили в различных клиниках.
© Public Domain / «Жемчужница», Михаил Врубель, 1904 год
«Я видел его на крайних ступенях возбуждения и спутанности, головокружительной быстроты идей, когда телесные средства не поспевали за их несущимся вихрем. Он покрывал стены своего домика фантастическими и, казалось, нелепыми линиями и красками. Но стоило прислушаться к его речам, вникнуть в них, — и нелепость, казалось, исчезала. Были понятны эти обрывки, не поспевавшие за своим неудержимо несущимся, но ярким образом», - рассказывал о Врубеле Фёдор Усольцев, известный российский психиатр.
© Public Domain / «Шестикрылый Серафим», Михаил Врубель, 1904 год
В 1905 году болезнь Врубеля обострилась, однако ему было присвоено звание академика. В конце февраля 1906 года художник полностью потерял зрение и его перевели в Санкт-Петербург.
© Public Domain / «Тени лагун и наяд», Михаил Врубель, 1905 год
Михаил Врубель скончался 14 апреля 1910 года в клинике доктора Бари. На похоронах Александр Блок назвал художника «вестником иных миров». Тремя годами позже скончалась и супруга художника – Надежда Забела. Она была похоронена рядом с мужем.
© Public Domain / Автопортрет Михаила Врубеля, 1904 год
Неподвижная тайна Михаила Врубеля. Биография в картинах
Михаил Врубель родился в семье военного офицера и детство провёл в разъездах. После школы Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Впрочем, учёба будущему художнику быстро наскучила – его увлекали философия, опера и живопись.
© Public Domain / Автопортрет Михаила Врубеля, 1880 год
Врубель начал посещать вечерний класс Павла Чистякова в Академии художеств. Здесь он нарисовал ставшую затем знаменитой иллюстрацию к «Анне Карениной» - на ней изображена сцена встречи главной героини со своим сыном.
© Public Domain / «Анна Каренина встречает сына», Михаил Врубель, 1878 год
Позже Врубеля взяли вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. Молодой художник поразил профессоров необычным стилем и вольной интерпретацией классических сюжетов. Сам Врубель в то время увлёкся импрессионизмом.
© Public Domain / «Обручение Марии с Иосифом», Михаил Врубель, 1881 год
Постепенно Врубель превратился из обычного легкомысленного студента в увлечённого работой и педантичного в мелочах художника. В 25 лет Михаил стал работать с удвоенной силой, а круг его знакомых значительно расширился.
© Public Domain / «Портрет студента», Михаил Врубель, 1882 год
В 1884 году Врубеля впервые пригласили поработать над реставрацией храма – это была Кирилловская церковь, построенная в Киеве в XII веке. Художник написал несколько икон, а позже выполнил ряд эскизов для Владимирского собора.
© Public Domain / «Моисей», Михаил Врубель, 1884 год
Вернувшись в Москву, Врубель проявил себя в качестве архитектора и мастера прикладного искусства, он создал проект фасада дома Саввы Мамонтова, работал в оформлении особняков на Спиридоновке и в Подсосенском переулке. В это время художник много сотрудничал с легендой московского модерна Фёдором Шехтелем.
© Public Domain / «Голова демона», Михаил Врубель, 1890 год
Знакомство с Мамонтовым привело Врубеля в Санкт-Петербург, где он принимал участие в гастролях Русской частной оперы. В этом турне Врубель познакомился с певицей Надеждой Забелой, которую изобразил на картине «Царевна-Лебедь». Позже Михаил и Надежда назвали своего сына в честь Мамонтова Саввой, но ребёнок скончался в возрасте двух лет.
© Public Domain / «Царевна-Лебедь», Михаил Врубель, 1900 год
В 1902 года у Врубеля появились первые признаки душевного расстройства – он с видом одержимого каждое утро приходил на выставку «Мир искусства» и детально перерисовал детали собственной картины «Демон поверженный».
© Public Domain / Фрагмент картины «Демон поверженный», Михаил Врубель, 1902 год
По рекомендации знаменитого психиатра Владимира Бехтерева жена увезла Врубеля в Рязанскую губернию, но позже они вернулись в Москву, где художника лечили в различных клиниках.
© Public Domain / «Жемчужница», Михаил Врубель, 1904 год
«Я видел его на крайних ступенях возбуждения и спутанности, головокружительной быстроты идей, когда телесные средства не поспевали за их несущимся вихрем. Он покрывал стены своего домика фантастическими и, казалось, нелепыми линиями и красками. Но стоило прислушаться к его речам, вникнуть в них, — и нелепость, казалось, исчезала. Были понятны эти обрывки, не поспевавшие за своим неудержимо несущимся, но ярким образом», - рассказывал о Врубеле Фёдор Усольцев, известный российский психиатр.
© Public Domain / «Шестикрылый Серафим», Михаил Врубель, 1904 год
В 1905 году болезнь Врубеля обострилась, однако ему было присвоено звание академика. В конце февраля 1906 года художник полностью потерял зрение и его перевели в Санкт-Петербург.
© Public Domain / «Тени лагун и наяд», Михаил Врубель, 1905 год
Михаил Врубель скончался 14 апреля 1910 года в клинике доктора Бари. На похоронах Александр Блок назвал художника «вестником иных миров». Тремя годами позже скончалась и супруга художника – Надежда Забела. Она была похоронена рядом с мужем.
© Public Domain / Автопортрет Михаила Врубеля, 1904 год