Примерное время чтения: 7 минут
2682

Портреты эпохи Просвещения. «Смолянки» Русского музея в ГИМ

«Смолянки» Дмитрия Левицкого.
«Смолянки» Дмитрия Левицкого. Commons.wikimedia.org

Исторический музей совместно с Государственным Русским музеем подготовил выставку, где представлены художественные шедевры и исторические раритеты XVIII века. Выставочный проект стал подарком одного дружественного музея другому в честь будущего юбилея Исторического музея, которое будет отмечаться в 2022 году.

Феодосия Ржевская и Настасья Давыдова, 161×103 см
Феодосия Ржевская и Настасья Давыдова, 161×103 см. Репродукция

«Смолянки» Русского музея 

Ядром выставки является знаменитая серия из семи портретов воспитанниц Смольного института — смолянок, — исполненная выдающимся портретистом Дмитрием Левицким в 1770-х годах по заказу Екатерины II и хранившаяся в императорском дворце в Петергофе. Серия Левицкого — экстраординарный памятник мирового значения, не имеющий аналогов, входящий в узкий круг наиболее ценных по своему художественному достоинству и знаковых для отечественного культурного наследия произведений. 

 Екатерина Хрущева и Екатерина Хованская, 164×127 см
Екатерина Хрущева и Екатерина Хованская, 164×127 см.  Репродукция

Серия портретов смолянок вошла в состав коллекции Русского музея в 1917 году и с тех пор не покидала постоянную экспозицию, входя в число наиболее ценных ее экспонатов, лишь изредка отдельные полотна серии показывали на выставках в других музеях. Выставка в Историческом музее — в своем роде уникальное событие: это первая выставка вне стен Русского музея, на которой серия портретов Левицкого будет экспонироваться в полном составе.

 Екатерина Нелидова, 164×106 см
Екатерина Нелидова, 164×106 см. Репродукция

Главная цель выставки — представить знаменитую портретную серию Левицкого прежде всего как высокое достижение отечественной живописной школы, полноправно вошедшей во второй половине XVIII века в круг европейских национальных школ. Живописные новации Левицкого, многообразие композиционных и образных решений, утверждение достоинства и ценности человеческой личности, широты ее творческих возможностей, «радость о человеке», о богатстве культурного и эстетике материального мира, — все это, как в фокусе, вобрали полотна серии. 

 Александра Левшина, 213×140 см
Александра Левшина, 213×140 см. Репродукция

Многогранный памятник 

Вместе с тем выставка представляет знаменитую портретную серию в близком историко-художественном контексте, позволяющем оценить ее не только как выдающееся явление искусства своего времени, но и как многогранный памятник, ярко отражающий исторический момент в богатстве культурных связей. Сопровождающие показ портретов серии произведения живописи, декоративно-прикладного и медальерного искусства XVIII-XIX веков, фотографии начала XX века создают чрезвычайно интересный исторический и художественный образ той эпохи.

Екатерина Молчанова, 181,5×142,5 см
Екатерина Молчанова, 181,5×142,5 см. Репродукция

«Смолянки» и другие живописные полотна, представленные Русским музеем, являются наглядным и убедительным отражением культурной политики Просвещения в России. Ведущими идеям эпохи были служение художеств на благо общества, развитие нравственно-этических идеалов и воспитание молодого поколения в духе этих идеалов. Эти представления, как известно, были весьма близки Екатерине II и её ближайшему сподвижнику Ивану Бецкому, разрабатывавшему концепцию, образовательную и воспитательную программу Смольного института, принимавшему живейшее участие в его организации. Портрет императрицы работы Левицкого и портрет Ивана Бецкого работы неизвестного художника представляют на выставке эти две ключевые фигуры эпохи, имеющие непосредственное отношение и к созданию серии портретов. 

Сквозная тема выставки — три институции: Смольный институт — Смольный монастырь — императорский двор. Практически все экспонаты выставки отражают их внутреннюю связь. 

Глафира Алымова, 222×166 см.
Глафира Алымова, 222×166 см. Репродукция

Визитная карточка Смольного 

Императорское Воспитательное Общество благородных девиц (Смольный институт) было учреждено в 1764 году императрицей Екатериной II при Смольном монастыре в Санкт-Петербурге. Портретная серия смолянок Левицкого рассматривается на выставке и как своего рода визитная карточка выдающегося детища просветительской политики Екатерины Великой, воплощенного в жизнь Иваном Бецким, каким стал петербургский Смольный институт — первое в своем роде и образцовое воспитательно-образовательное учреждение, созданное в духе идей Просвещения, заложившее основу женского образования в России. 

Наталья Борщова, 197×135 см.
Наталья Борщова, 197×135 см. Фото: Репродукция

Являя высокие художественные достоинства и необыкновенно привлекательные портретные образы, серия «Смолянки» доносит также разнообразную и живую историческую информацию. Посетитель выставки становится как будто свидетелям процесса воспитания и образования юного поколения и одновременно его зримых плодов в портретных образах смолянок: трудолюбия, прилежания и благонравности, воспитания разума и чувств, развития талантов и разнообразных способностей. Портреты как будто пропитаны духом времени: юные воспитанницы представлены художником в учебных комнатах, во время занятий музыкой, танцами, драматическим искусством и пр. Зритель увидит в полотнах Левицкого форменную одежду смолянок, полагавшуюся воспитанницам разных возрастов, театральные костюмы, музыкальные инструменты, учебные пособия и множество мелких деталей, характеризующих процесс образования и быт института в XVIII веке.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах