Примерное время чтения: 12 минут
5476

Похищение века. Как удалось раскрыть кражу полотен русских художников

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. Вместо распутья и бездорожья — развязки и автострады 21/04/2021
Картина «Отдых» (1882 г.) на выставке Ильи Репина в Третьяковской галерее на Крымском валу в Москве.
Картина «Отдых» (1882 г.) на выставке Ильи Репина в Третьяковской галерее на Крымском валу в Москве. / Евгений Биятов / РИА Новости

30 лет назад в Италии произошла самая крупная кража полотен русских художников за рубежом.

О том, как раскрывали это «похищение века», рассказывает писатель, замдиректора Института государства и права РАН, вице-президент Российского союза криминалистов и криминологов, с 2000 по 2016 г. зам Генпрокурора России Александр Звягинцев.

«Аккуратно войди в контакт»

Криминальный арт-бизнес занимает третье место после оборота наркотиков и торговли оружием, ведь стоимость шедевров может достигать космических значений. Каждый месяц в мире похищается более тысячи произведений искусства. Но та кража, что случилась в Италии, всё же выбивается из ряда...

В июле 1991 г. в Генуе открылась выставка «Русское искусство эпохи Александра II». На ней были представлены 75 полотен Третьяковской галереи — золотой фонд коллекции: Саврасов, Васильев, Репин, Поленов... Экспозиция имела колоссальный успех. Но за 3 дня до закрытия выставки, в ночь с 25 на 26 сентября, один из залов галереи Villa Croce обокрали. Грабители вынесли 18 холстов, большинство из которых были приобретены для Третьяковской галереи лично её основателем Павлом Третьяковым. Украли и жемчужину выставки — картину Ильи Репина «Отдых», которая считается одной из вершин репинского творчества.

Среди 18 похищенных шедевров была и жемчужина выставки – картина Ильи Репина «Отдых».
Среди 18 похищенных шедевров была и жемчужина выставки – картина Ильи Репина «Отдых». Фото: репродукция

По утверждению итальянской газеты La Repubblica, похищенное из залов галереи Villa Croce оценивалось в 10 млрд лир. Хотя эту утрату вряд ли можно было выразить в деньгах — ведь украли то, без чего невозможно представить русское искусство. Итальянская полиция немедленно начала расследование, его контролировал сам премьер-министр Джулио Андреотти.

В те годы я работал старшим помощником Генерального прокурора СССР и находился в Италии в отпуске — шли съёмки художественного фильма «Заложники «Дьявола». В заглавной роли следователя прокуратуры блистала одна из самых популярных актрис советского кинематографа — Наталья Гундарева. Я был главным консультантом этого фильма, помогал выстраивать сюжет и писать сценарий. Много времени проводил на площадке с Наташей, с которой были давно и хорошо знакомы, объяснял ей, как должен вести себя следователь в той или иной ситуации, что должен делать.

Помню, как в день отъезда в Италию Генеральный прокурор СССР Николай Семёнович Трубин предложил мне «аккуратно войти в контакт с итальянцами» и по возможности «посодействовать». Расследованием этого дела, как ему доложили, занимаются не прокуроры, а карабинеры. Но если с некоторыми прокурорами Италии мне до этого приходилось общаться, то с карабинерами — никогда. Наладить контакты помог случай...

В нашей съёмочной группе был Владимир Самойлович Марон, видный организатор советского кинопроизводства, заслуженный работник культуры, фронтовик. В конце 60-х Марон реализовал самый масштабный в СССР международный кинопроект — совместно с итальянцами снял художественный фильм «Красная палатка». Режиссёром картины был Михаил Калатозов, а Марон — гендиректором. В ролях сплошь звёзды: Шон Коннери, Клаудия Кардинале, Никита Михалков, Донатас Банионис, Юрий Визбор. Продюсером фильма выступал писатель, президент Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров Франко Кристальди. Он вложил в эту картину, как сказал нам, 10 млн долларов (в своё время Кристальди был женат на Клаудии Кардинале).

Мы несколько раз приходили в дом к Кристальди в Риме. Франко очень помог нам в Италии со съёмками, познакомил со многими знаменитостями. Но главное — именно он свёл меня с новым руководителем Службы карабинеров, которая занимается расследованием преступлений в сфере оборота культурных ценностей. Его звали Роберто Конфорти.

Роберто Конфорти и его гвардия – служба арт-карабинеров. Именно эта служба должна была найти украденные картины.
Роберто Конфорти и его гвардия – служба арт-карабинеров. Именно эта служба должна была найти украденные картины. Кадр YouTube

Шедевры в багажнике

Но вернёмся к той истории. Злоумышленники отправились на дело ночью, когда бушевала гроза. Приставили восьмиметровую лестницу к стене палаццо, открыли ставни и через окно проникли в один из залов. Датчики сигнализации не сработали: либо грабители знали, как отключить систему, либо у них был сообщник среди сотрудников музея. Грабители вынули картины из рам, спустились по лестнице и скрылись на поджидавшем у ворот музея фургоне. Из 18 украденных работ особую ценность представляли «Автопортрет» Неврева, «Приданое» Пукирева, «На окраине дубового леса» Шишкина и две работы Репина — «Отдых» и «Портрет Тургенева», написанный с натуры по заказу Павла Михайловича Третьякова. А вот работы Верещагина, Ге и Сурикова остались нетронутыми. Это было странно и наводило на серьёзные размышления.

Вообще уровень раскрываемости преступлений, связанных с кражей объектов искусства, во всём мире невысок. Исключение составляет Италия, где по таким делам работают арт-карабинеры — особое подразделение полиции по охране культурного наследия. Они вернули в музеи более 150 тыс. произведений искусства и свыше 300 тыс. археологических находок. Италия неслучайно первой среди других государств призвала полицию на защиту культурного наследия, ведь страна обладает богатейшим культурным достоянием.

К поискам полотен из Третьяковки были привлечены лучшие итальянские арт-карабинеры, которым помогали люди, владевшие полезной информацией. Несколько информаторов назвали имя Бруно Коломби — человека, который уже засветился в одном из прошлых грабежей музеев и которого кто-то заметил на выставке русских художников за несколько дней до похищения. Выяснилось также, что Бруно Коломби срочно договорился о встрече с одним крупным антикваром...

С арестом решили не тянуть: взять, а потом, что называется, «колоть». Бруно Коломби был арестован достаточно далеко от места совершения кражи — в 450 км от Генуи. 14 украденных картин были спрятаны в его автомобиле, задержанном неподалёку от города Фано в регионе Марке... К счастью, полотна не пострадали.

Куда спрятали «Отдых»?

Вскоре после того, как 14 из 18 русских картин были обнаружены в машине Бруно Коломби, арт-карабинеры нашли ещё 3 работы из Третьяковской галереи: 2 пейзажа Шишкина — «На окраине дубового леса», «Заброшенная мельница». Ненайденной оставалась лишь одна картина, самая ценная — репинский «Отдых». Полиция тщательно проверяла все выезды из города. Картину поместили на обложку буклета, который расходился по антикварным магазинам. Сбыть полотно теперь вряд ли удалось бы. Поэтому карабинеры и сотрудники Третьяковки боялись, что картину уничтожат.

Репинский «Отдых» арт-карабинеры всё-таки нашли. Случилось это 16 ноября 1991 г., один из грабителей скрывал его на чердаке своего дома. Как правило, похитители шедевров попадаются именно на этой стадии — украсть смогли, но сбыть украденное практически невозможно.

Галерея Villa Croce в Генуе, откуда похитили картины русских художников.
Галерея Villa Croce в Генуе, откуда похитили картины русских художников. Фото: Commons.wikimedia.org

Кому мстила мафия?

Каковы же были мотивы злоумышленников? Кто был заказчиком похищения?

В какой-то момент, и не только у меня, возникла «политическая» версия: мол, мафия Генуи таким образом расправляется со своим левым мэром. Возможно, преступный план был дискредитировать правительство города. Мол, что это за власть такая, при которой пропадают картины из дружественной России? К тому же значимые произведения искусства — хороший рычаг давления: мы вернём их, только вы должны выполнить наши требования. Например, выпустить нашего товарища из тюрьмы. Но...

Арт-карабинеры тогда сразу заявили, что это не похоже на кражу с целью наживы — хотя бы потому, что так не обращаются с полотнами, которые хотят продать. Люди, которые сворачивают холст живописью внутрь, ничего не понимают ни в живописи, ни в антиквариате.

Расследования, проведённые в то время, не позволили сделать вывод и о том, что грабители охотились именно за картинами русских художников. А чего тогда они добивались? На этот вопрос арт-карабинеры до сих пор не дают ответа. Они и в 1991 г. были весьма сдержанны в ответах на возникающие вопросы: мы нашли похищенное, привезли, вручили хозяевам. А всё остальное — это уже тайны профессиональные...

Найденных работ русских художников с нетерпением дожидались сотрудники Третьяковской галереи в одном из крупных реставрационных центров Италии. О том, как произошла эта встреча, вспоминает зам гендиректора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Губанова:

— Мы кинулись к ним как к детям, которых украли и наконец-то нашли. Мы стояли над ними со слезами на глазах. Вид был страшный. Больше всего пострадали репинские работы «Портрет Тургенева» и «Отдых» — здесь на портрете жены художника было затронуто лицо.

Вскоре все похищенные полотна вернулись домой в постоянную экспозицию.

Что касается Роберто Конфорти, то 30 марта 1992 г. Указом Президиума Верховного Совета РФ он был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета. В конце прошлого века мы встречались с Конфорти в Риме за чашечкой ароматного итальянского кофе, вспоминали пережитое. К сожалению, Роберто сейчас нет рядом с нами... Он был крепким профессионалом и хорошим человеком. Но тогда, нахмурив брови и с некой неудовлетворённостью, говорил, что мотивы кражи ему до сих пор малопонятны, поскольку не укладываются в традиционную логику тех, кто занимается этим видом преступной деятельности. Но зато, широко улыбаясь, с удовольствием вспоминал свой визит в Москву и особенно посещение Большого театра...

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах