На платформе 10props прошёл первый аукцион цифровых работ – их отбирали пользователи интернета со всего мира посредством голосования. Основатель интернет-маркетингового агентства Digital Marketing Agency (DMA) Иван Цыбульник узнал, как работает платформа, и поделился этим с АиФ.ru.
Без макияжа
- Ещё в марте, на фоне нарастающего информационного шума вокруг NFT (технология non-fungible token - невзаимозаменяемый, или уникальный, токен, которая работает на блокчейне – Ред.) я пометил отдельными тэгами тему цифрового искусства в целом и аукционов, в частности. Поэтому этот материал у себя и подсветил. Обычно мне хватает двух минут, чтобы «сканировать» за утренним кофе одностраничный релиз, но на этот раз что-то приковало мое внимание, и этим что-то оказались две проданные на аукционе фотографии. Даже не столько сами изображения, сколько их авторы – Кобби из Ганы и Катерина из Украины. Слишком уж далеки друг от друга эти две страны – во всех смыслах, не только в географическом. В итоге двумя минутами дело не ограничилось, и мне пришлось вникать.
Был момент, когда я даже подумал, что это waste of time. В конце концов, я рассчитывал, что эта тема как-то связана с NFT. А потом кликнул, погрузился в 10props и… не смог оторваться.
Вообще, я приличное время провожу на аккаунтах инфлюэнсеров, но то, что увидел здесь, разительно отличается от привычных соцсетей. Чем именно? Трудно сформулировать… Наверно, буйством красок. Многоголосием. Какой-то естественностью, что ли – без макияжа, без целлюлоидности, характерной для фоток в сетях. И географией красоты, которую особенно остро ощущаешь в карантинный период, когда начинаешь задумываться: а удастся ли вообще поездить по миру, увидеть эти краски самому?
На 10props я увидел какие-то совершенно нереальные оттенки из азиатских стран, чарующие пейзажи Южной Америки, геометрию городов, о которых никогда не слышал, по-детски наивные улыбки африканцев, пронзительные образы из России, удивительных в своей естественности людей, животных, цветы. Неподдельная, без ретуши, настоящесть, собранная со всей земли, из тех мест, где ещё не бывал, причём переданная лично мне людьми, которые в этих самых местах родились и живут.
«Пропнуть», но не всё подряд
В общем, я был очарован... на какое-то время. А потом задался обычными для себя вопросами – кто, почему, зачем, и в чём обманулово? Сразу замечу, что маловато оказалось на 10props.com информации в привычном формате. Тем не менее, вот, что удалось понять:
- Есть веб-платформа с адаптивной мобильной версией, которая отдалённо напоминает инсту, но только без возможности каментить.
- На платформе крутятся фотки и цифровые картинки, которые подгружают на неё любители и профессионалы из минимум 100 стран (я начал считать и недосчитал).
- Эти картинки уникальные – автор якобы поклялся на крови, что удалил оригинал работы отовсюду до заливки на платформу.
- Цель у этих авторов одна – чтобы их работа набрала как можно больше «пропов», потому что тогда они выходят на аукцион и могут продаться за хорошие деньги.
«Пропы» – это те же лайки, но их всего 10 в день, раз в сутки выдается 10 «пропов», не больше (отсюда и название платформы), и мне нужно «пропнуть» 10 работ.
Резонный вопрос – а на фига?
Я порылся в FAQ, и дальше стало ещё интереснее. Из нескольких тысяч работ, которые крутятся на платформе, на каком-то этапе формируется топ-100 самых популярных, набравших больше всего «пропов». Эти 100 выставляются на трёхдневный аукцион и продаются – не все, но больше половины точно, причём цены в районе 1 тыс. долл. Автор получает половину денег, а вторая половина разыгрывается между людьми, которые «пропнули» – внимание! – именно проданную работу.
Получается, если «пропать» не всё подряд, а вдумчиво, можно правильно угадать будущий хит аукциона и выиграть деньги. Сколько? Как минимум 100 долл.
И что, реально платят? Судя по отзывам в сети, мухлежа тут нет. И на мошенничество не похоже, потому что никуда не надо засылать деньги, ничего тебе не продают и не впаривают. Всё, что от тебя ждут, – это чтобы ты ставил «пропы».
Встреча с основателем
Вопросов у меня убавилось, но ненамного, и я, ничтоже сумняшеся, просто написал на 10props: «Уважаемые господа, прошу прояснить, как, собственно, вы гарантируете уникальность работ, которыми торгуете? И почему не предлагаете NFT, как например, тот же Бипл? И где у меня, как у покупателя jpeg файла на вашем аукционе, гарантии, что купленная мной за 1 тыс. долл. работа в высоком разрешении не появится завтра на сайте какой-нибудь галереи? Или на том же opensea или nifty, например, но уже в виде NFT?»
Уже через полчаса мне пришла ссылка с приглашением на встречу в zoom кабинете, где я пообщался с основателем 10props Робертом Нгуеном. Привет-привет, можно на ты, ага… А потом он шарит экран, и показывает мне скрипачку.
- Видишь, это работа после того, как прошла модерацию, она уже залита на платформу и собирает пропы.
- А что за водяной знак?
- Это обычная вотермарка, аналогичными пользуются микростоки типа Шаттера, смысл в том, чтобы ненавязчиво защитить изображение от скачивания и использования на халяву.
- А автор загружает вам, получается...
- Оригинал в хорошем качестве, деривативы и симиляры.
- То есть, другие фотки с той же скрипачкой?
- Да, материалы с той же фотосессии, согласие модели, производные этой работы, обязательство удалить оригинал...
- В смысле, удалить? Вообще?
- Полностью и отовсюду. С компа, с планшета, с телефона, из всех аккаунтов в соцсетях, с флешки в камере. И ты официально подтверждаешь факт удаления, иначе мы тебя не ставим в галерею.
- Хорошая фотка. Но не в моем вкусе. Постановочная.
- Мы избегаем оценок и верим только в эмоции. Если она вызывает у тебя эмоции – ты её «пропаешь». Если нет, ну и суда нет. У нас нет возможности взять и сразу записать ее в постановочные. Если ты инфлюэнсер, то это сразу придавит фотку.
- Ну, для того инфлюэнсеры и нужны же?
- Конечно. Но не у нас. У нас инфлюэнсеров нету, только «пропперы».
Он заразительно хохочет, запрокинув голову. Так заразительно, что я против воли тоже начинаю улыбаться, и вот мы уже вместе смеёмся над абсурдностью этих иностранных слов, неведомых нашим родителям.
Роберту 53, он сын «вьетнамского партизана и красавицы татарки».
- Горючая смесь.
- Что ты! Татары постоянно на всех нападали, а вьетнамцы, наоборот, всегда отбивались. Ну, а я всё это впитывал в периметре отдельно взятой хрущёвки в Алма-Ате.
- Учился там же, в Алматы?
- Нет. Мориса Тореза, переводческий.
В 1989 году, закончив институт, Роберт мечтал о карьере переводчика-синхрониста в ООН. Не сложилось.
- Не взяли?
- Может, и взяли бы, да Союз рухнул. Пришлось заняться бизнесом.
Стеганография: что это и зачем нужно?
Мы с Робертом возвращаемся к скрипачке.
- Это Кобби Даллас из Ганы, профессиональный фотограф. Она сразу стала хитом.
- И вышла на аукцион?
- Да, и продалась за 12 тыс. долл., чуть больше.
- Это...
- Для фотографа из Африки это очень много, очень. Даже учитывая, что он получит 60%.
- А остальное вам?
- Нет, остальное «пропперам».
- Всем «пропперам»?
- Только тем, которые скрипачку «пропнули». И то не всем, а некоторым – кого программа выберет. Но зато крупно повезёт – каждому «лаки пропперу» по 100 долл.
- Нормально!
- Нормально.
- И сколько таких «лаки пропперов»?
- С одной скрипачки - 44 человека.
- Прикольно.
- Да, в этом смысл. Если ты «пропы» ставишь вдумчиво и каждый день, ты можешь заработать вместе с автором.
- А что получил покупатель?
- Уникальный оригинал, защищённый стеганографией.
- Это ваша «проприетарная» технология?
- Нет, это французы. Imatag. Но мы у них лицензируемся, всё по-честному.
- И в чём смысл?
- Смысл в том, что... Ну, представь такой сценарий – вот мы продали эту фотку, а через пару недель покупатель нам предъявляет, что купленная им за 12 тыс. долл. работа появилась в чьей-то ленте.
- Или вообще на другом аукционе.
- Это вообще жесть, но тоже возможный сценарий. Плохой, но возможный.
- И каковы ваши действия?
- Мы пропускаем присланное изображение через сканер Иматага.
- Ищете тайную подпись?
- Ну типа того. Если она там есть, мы говорим покупателю – сорри, ты сам не уследил, это с твоего девайса файл.
- А если нет?
- Тогда это косяк со стороны автора, который до размещения работы формально подтвердил, что отдал нам единственный оригинал.
- А если это не он? Если это кто-то у него скопировал?
- Тогда не надо было обязательство брать. Это же деньги всё-таки.
- И что тогда, суд?
- Если придётся, то да, и мы уверены, что у нас позиция железобетонная. Но, честно говоря, это настолько ужасно будет для репутации автора, что не дойдёт до суда, уверен.
- Ну, хорошо, но ты сам знаешь, какие сейчас рукастые ребята есть. Не может быть, чтобы эту иматаговскую подпись невозможно было найти и подделать, согласись?
- Я бы согласился, конечно, если бы не проверял. Фишка в чём? Одно дело, если у тебя есть исходник, который ты можешь сравнить с прошитой проданной фоточкой.
- Но он же на сайте у вас?
- Нет. У нас на сайте в гугловском формате webp лежит фотка совсем с другими метаданными, чем оригинал.
- А оригинал где?
- А оригинал хранится на Амазоне, как бы в банковской ячейке. Это такой фрипорт для коллекционеров, но онлайн.
- И у него другие метаданные?
- Да. Он может сходиться по двоичным данным, может даже сходиться по пикселям с точностью до одного. Но метаданные совершенно другие.
- Получается, хакер ни за что не поймет, как именно стеганография изменила исходный файл?
- Ни за что. Хакер даже не поймёт, что именно было изменено, понимаешь?
- Ну, а если исходник есть?
- Да же в этом случае – даже если у тебя есть и исходник, и прошитый стеганографией проданный оригинал, ты не сможешь видоизменить исходник, не имея алгоритма расшифровки.
- Так, я запутался!
- Смотри, Иматаг случайным образом обрабатывает случайные пиксели изображения, нанося невидимый код. Для каждого изображения он свой. Расшифровать код можно только обладая алгоритмом шифрования. А он есть только у Иматага, понимаешь? Больше ни у кого – ни у нас, ни у кого.
- Дошло.
- Отлично. В общем, теоретически ты можешь, конечно, попытаться вступить с Иматагом в сговор, но это уже из области детективов, в реальности это исключено.
Почему не NFT?
- Ну хорошо, а почему не NFT?
- А у нас, кстати, есть модуль. Мы весной начали, но в итоге тормознули разработку.
- Почему?
- Потому что все пилят NFT, и у нас нет никаких перед ними конкурентных преимуществ. Зачем зря деньги жечь? К тому же NFT – это совершенно другая история. Она тоже защищает покупателя, как и стеганография, но не нашего покупателя.
- А чем отличается ваш покупатель от покупателя NFT?
- Нашего покупателя не устраивает, что купленная им цифровая работа находится в публичном доступе.
- То есть ваш покупатель – эгоист?
- Нет , просто коллекционер. Ты что-нибудь собирал в детстве?
- Ну, марки.
- Я тоже собирал марки, и у меня была коллекция марок с символикой Олимпиады-80 в Москве. Были советские подешевле, были кубинские, подороже. А были ведь и уникальные вообще капиталистические марки, которые отпечатали, а потом из-за бойкота Олимпиады забанили и купить которые я даже мечтать не мог.
- Я помню эту историю про немецкую марку, которую напечатали, потом уничтожили, а директор бундеспочты зажал у себя пару листов.
- Отличный пример, и на рынке такая марка стоит нереальных денег сейчас. А мои кубинские марки за 40 лет подорожали, конечно, но ненамного. Потому что они есть у многих.
- А Бипл что, есть у многих?
- Конечно. Вот, лови (кидает мне в чатик ссылку). Это оригинал, лично Биплом залитый в сеть.
- А у покупателя он есть?
- Ну конечно, есть.
- Погоди, я был уверен, что этот файл в блокчейне хранится и что он только покупателю доступен.
- Нет, ты посмотри, там тяжеленная картинка, больше 300 мег. Это непосильно много для блокчейна, эфир и так тормозит.
- Но смарт-контракт, в смысле, сам NFT уникален?
- Конечно. NFT – вообще гениальная штука, чтобы «высечь в камне» права на что-то цифровое. Но если ты хочешь, чтобы тебе и только тебе принадлежала именно сама цифровая картинка, то нужна стеганография...
Post Scriptum
Несмотря на то, что часть ответов я получил, вопросов у меня только прибавилось. Но мы уже общались больше двух часов, и Роберт засобирался на следующую встречу. Так что решили продолжить в другой раз.
Резюмирую – нам реально повезло наблюдать создание командой в России глобального проекта. Это та же Олимпиада-80, но без бойкота. Причём у социальной сети 10props, совершенно новый смысл, а формат доступен каждому, потому что не нужно быть докой в английском языке или суахили, или хинди… Всё, что тебе необходимо, - это камера на твоём смартфоне.
Я благодарен Роберту за интервью, а проект 10props очень сильно отзывается во мне лично. Отзывается именно своей духовной составляющей