Консул Италии Франческо Форте запустил цикл лекций о Данте Алигьери и его «Божественной комедии». Цикл «Данте. Тайные миры» будет иммерсивным: чтение избранных отрывков дополнит специально созданный видеоряд, в котором Данте будет дискутировать то с Эйнштейном, то с Карлом Марксом. Франческо Форте говорит, что хочет показать свой личный взгляд на поэму Алигьери, которая не теряет актуальности и в наши дни. АиФ.ru поговорил с Форте.
Людмила Алексеева, АиФ.ru: Франческо, вы не первый год знакомите москвичей с Данте: раньше это были литературные ужины в ЦДЛ, теперь — иммерсивные чтения в Ленинской библиотеке. Чем вам так интересен Данте? И актуален ли он сегодня?
Франческо Форте: Данте не мой любимый поэт, но «Божественная комедия» очень интересна. Другие работы Данте более сложные и не так актуальны в наши дни. «Божественная комедия» — произведение необычное. Это инвентаризация всех знаний Средневековья. Это своего рода совокупность всех знаний, доступных человеку того времени. Это и интересно, потому что можно начать обсуждать в разрезе «Божественной комедии» поэзию, а потом перейти к философии, политике, социологии. Данте постарался рассмотреть в ней все, даже науку. В кантике «Рай» есть попытка научно объяснить, почему Луна имеет пятна. Сегодня, конечно, это заставляет нас улыбнуться. Но это поэма, в которой множество тем для дискуссии!
Теперь об актуальной части «Комедии». Данте говорит об этике, и мои чтения тоже об этом. В какой-то момент ты понимаешь: хотя «Комедия» написана 7 столетий назад, Данте поднимает те же вопросы, что и мы сегодня. Дает ответы такие же, какие мы находим сейчас. Она, с одной стороны, связывает нас с античностью: поразительно, сколько там аллюзий на великих греческих мыслителей. Одновременно с этим там присутствуют ссылки и на арабскую философию, которая имела важное значение в Средневековье. Сейчас мало кто задумывается об этом, но в те времена арабские философы были впереди планеты всей, и европейские философы у них добирали идеи. В «Комедии» ты путешествуешь из Античности в Средневековье: своей поэмой Данте сумел построить этакий мост через века.
— В России с Данте большая часть людей знакомится в школе. А как вы считаете, какой лучший возраст для чтения Данте?
— Это хороший подход: о поэзии стоит говорить с юного возраста. Да, со школы. Потому что в поэзии много мелодичности, звучности. Дети в состоянии это прочувствовать и оценить. Конечно, поэзия — это не только музыка. Есть ведь и содержание, контекст, философия. Фридрих Ницше говорил, что нет единого способа понять мир. Да, дети поймут одно, взрослые — уже другое. Данте понятен людям разных возрастов и разных знаний. Пусть в начальной школе слушают музыку поэзии. Но если мы говорим о поэзии, то любого поэта, не только Данте, стоит читать уже в университете и после него, когда у тебя есть опыт и знания, есть что в него вложить. Например, Бодлер — великий поэт, но вы никогда не поймете Бодлера без связи с другими, с контекстом.
— Лекции в Российской государственной библиотеке — это скорее научный взгляд на Данте или ваш собственный?
— Это абсолютно точно мой личный взгляд на Данте, но в то же время мне не понятен вопрос про научный подход. Здесь не будет оценок, не будет очевидных мнений. Снова вспомним Бодлера: он был известным литературным критиком. И почему он вообще стал им? Да потому, что он выражал свое мнение, не становился на сторону большинства. И ему заявляли, что он — это не критика, на что он отвечал, что критика — это как раз когда ты высказываешь свое мнение.
У каждого свой угол зрения, и это будет Данте в фокусе моего взгляда. Если вы имеете в виду научность в том смысле, являюсь ли я экспертом по Данте, то нет, не являюсь. Если думаете, что я эксперт по философии, то нет, я не эксперт. Это моя страсть, мое увлечение. Я покажу вам свое увлечение, поделюсь им с аудиторией, покажу, как читать Данте с предложенного мной ракурса.
— Лекции иммерсивные. Чтения будут дополняться визуальными эффектами. Почему вы решили использовать такой прием и как он будет участвовать в повествовании?
— Нам с этим очень помог русский парень, он тоже со страстью и увлечением погрузился в это, потому что ему нравится наш взгляд на «Божественную комедию», наш подход. Если вы заглянете в интернет, вы в основном найдете там иллюстрации к «Божественной комедии» авторства Гюстава Доре. Но это не то, что чувствую я! Это взгляд Доре. Мой — другой. Вы его увидите. Когда я буду читать поэму (точнее, избранные выдержки, я не буду ее читать всю), благодаря визуальному воплощению вы увидите, как я вижу и чувствую «Комедию». Например, вы можете увидеть там Карла Маркса. И, наверное, спросите: почему Карл Маркс смотрит на Данте? Или в «Раю» услышите, как Данте говорит про орбиту Венеры, а рядом увидите Эйнштейна, Бора, потом мы перепрыгнем к квантовой физике. Вы спросите: что это было? Мы дадим ответы.
— Чтения проходят в Российской государственной библиотеке. Как вы туда попали?
— Это была идея и инициатива моего друга Вадима Дуды, директора библиотеки. Он математик. Поскольку я увлечен философией, я люблю математику: если вы не понимаете математику, вы не поймете философию! В Платоновской академии над дверью висела табличка: «Если вы не понимаете геометрию, вы не можете войти сюда». Вадим Дуда был на моих прошлых чтениях в ЦДЛ. Был момент, когда я погрузился в логику и математику. И он был приятно удивлен, увидев математическое начало в поэзии. Потому что и математика, и поэзия — это философия. Он подошел и предложил сделать что-то в библиотеке. Я решил, что идея отличная. И мы запустили проект. Сейчас к нам хотят прийти 1000 человек. Но посадочных мест 400. И мы сейчас ищем способ, как разместить абсолютно всех желающих.
— Лекции будут бесплатными?
— Они всегда были такими. Все, что я делаю, бесплатно для всех. Это мое личное финансирование, мои идеи, моя инициатива. Чтения будут проходить каждые 2 недели, до 28 мая. Запись на сайте открыта для всех.
— Есть мнение, что иностранец сможет понять русскую душу, читая Пушкина. А поймем ли мы итальянца, читая Данте?
— Думаю, что полностью русскую душу не поймешь, даже читая Пушкина. Она гораздо сложнее и многограннее. То же самое можно сказать и про итальянцев. Читаешь Данте — и понимаешь какие-то наши особенности, да. Но я не думаю, что цивилизацию и ее идеи можно понять, читая какого-то автора. Здесь мне близок Юнг, который говорит о психологии социума. Писатель — это хороший «вход» в культуру, но нужно развиваться и погружаться дальше. Слишком легко просто почитать одного писателя и сказать: все, я все понял! Но вы никогда не поймете до конца, это постоянные поиски, изучение. Всю жизнь!
— Кто ваш любимый российский писатель?
— К сожалению, я читал мало русских авторов. Немного знаком с Тургеневым, романом «Отцы и дети». Мне следовало бы изучить вопрос глубже, но пока не хватает времени. Если у меня есть время погрузиться во что-то серьезно и со страстью, я делаю это. Если у меня нет времени заниматься чем-то серьезно, то я не берусь. С языком так же. Если хочешь выучить русский язык, нужно посвящать ему минимум 2 часа каждый день! Он красивый и сложный. Но сейчас у меня не хватает времени на погружение.