В России с этого года стало на один праздник больше — у нас появился День народных художественных промыслов. Согласно указу президента, празднование проходит в предпоследнее воскресенье июня.
Aif.ru подготовил путеводитель по всемирно известным народным промыслам России. И собрал советы, как при покупке отличить оригинал от подделки.
Павловопосадские платки: роза в ромбе
Производство знаменитых платков в подмосковном Павловском Посаде берет начало с 1795 года. Это был, как сказали бы сейчас, малый бизнес — работала небольшая шелковая фабрика крестьянина из села Павлово Ивана Лабзина, потом к нему присоединился крестьянин Грязнов. Первый значимый успех пришел спустя 70 лет с момента основания фабрики — в 1865 г. мануфактура удостоилась малой серебряной медали «за хорошее ткачество и набивку муслин-де-линя и платков» на Московской выставке русских мануфактурных произведений. А спустя 15 лет владелец фабрики Яков Лабзин получает звание поставщика Государыни Великой Княгини Александры Петровны.
В начале XX в. «Товарищество Мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова» — самое крупное предприятие России по выпуску шерстяных платков и шалей, где работало более 2000 человек. Склады товаров находились в Москве, Харькове, Омске, Ромнах, Урюпинске, на Нижегородской и Ирбитской ярмарках. Имущество «Товарищества», включая стоимость материалов и товаров, оценивалось на сумму более 4.300.000 рублей. По тем временам колоссальные деньги. После октября 1917 г. предприятие, созданное крестьянами Лабзиным и Грязновым, было национализировано.
Лучшие традиции и фирменные секреты знаменитого платка сохранились до наших дней. Ежегодно «Павловопосадская платочная мануфактура», которая находится, как и 200 лет назад, в подмосковном Павловском Посаде, выпускает около 1000 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов, скатертей из натуральных волокон: шерсти, хлопка, шелка, льна. Наряду с передовыми автоматизированными технологиями самые ответственные манипуляции до сих пор осуществляются вручную. Так достигается то самое уникальное качество, которое можно воочию увидеть в музее мануфактуры — там представлены платки 1860-х гг. (!) в прекрасном состоянии. И сегодняшние платки могут прослужить нескольким поколениям, главное — купить оригинал.
А вот подделывают знаменитые на весь мир платки активнее всего в Китае и Турции, а затем ввозят в Россию, чтобы продавать под видом оригинала. Этот «продукт» вместо 80% шерсти и 20% вискозы (как указано на поддельной этикетке) состоят из 100% полиэфира. И если состав ткани не каждому под силу определить на глаз, то есть более простые способы распознать подделку: расстояние между нитями на бахроме платка одинаковое, потому что бахрома пришивается на специальной бахромной машине, а не вручную; размеры оригинальных платков четко регламентированы: 89×89 см, 110×110 см, 125×125 см. К тому же на оригинале в одном из углов павловопосадского платка в обязательном порядке стоит эмблема — роза в ромбе.
Жостовские подносы
Эти знаменитые подносы хранятся в коллекции испанского короля Хуана Карлоса, английской королевы Елизаветы II, у многих зарубежных президентов.
Ремесло по росписи металлических подносов с характерными яркими цветами зародилось два столетия назад в подмосковном селе Жостово.
Самым распространенным видом жостовской росписи является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Благодаря особой технике изображение кажется объемным, оно словно выступает к зрителю из глубины.
Несмотря на мировую славу, предприятие по росписи подносов на рубеже XX-XXI веков переживало не лучшие времена, погрязнув в долгах. Однако нашлись энтузиасты, которые покрыли все долги фабрики-банкрота и восстановили производство.
Настоящий жостовский поднос служит десятилетиями, оставаясь на вид «как новый» (конечно, при аккуратном обращении и должном уходе). На настоящих подносах, изготовленных на фабрике, с обратной стороны ставят две печати овальной формы: на одной написано «Жостовская фабрика декоративной росписи», на другой — изображен колокольчик и кисть. Поэтому перед покупкой внимательно осмотрите поднос. Увы, их тоже часто подделывают.
Каслинское литье
А вот знаменитое на весь мир каслинское литье, поразившее в свое время Париж, подделать вряд ли кому-то под силу.
Каслинское литье — народный промысел и художественные изделия (скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, изделия для архитектуры) из чугуна, производящиеся на заводе архитектурно-художественного литья в городе Касли, близ Златоуста (Челябинская область), Россия.
Его история началась в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков основал на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод.
Значительной вехой для Каслинского завода стала Парижская всемирная выставка прикладного искусства 1900 года, в которой русские мастера приняли активное участие. Специально для выставки они отлили огромный чугунный павильон-дворец в византийском стиле по проекту Е. Е. Баумгартена.
Центральным элементом павильона являлась скульптура Н. А. Лаверецкого «Россия», расположенная при входе и изображающая женщину-воина, оберегающую мир и готовую к новым победам. Павильон был единогласно признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду — «Гран-При». Он пользовался огромной популярностью у посетителей. Там были толпы зрителей. Неудивительно, что появилось большое количество зарубежных покупателей, которые ставили условие — приобрести павильон целиком, включая статую «Россия». Российская сторона была не против продать павильон, но вот с условием продажи статуи согласиться не могли: «“Россия” не продается!» В итоге сделка не состоялась. Павильон вместе со статуей вернулись домой. И сегодня оригинальную статую «Россия», которая выставлялась в Париже, можно увидеть в Екатеринбурге, в местном музее.
После триумфа в Париже завод, как и всю страну, вскоре ждали тяжелейшие времена. Октябрьский переворот 1917 г. и Гражданская война в России на несколько десятилетий остановили работу на предприятии. В последующие годы по крупицам пришлось восстанавливать почти утраченное ремесло и богатейшую коллекцию изделий.
Сегодня производство действует. Пусть и не в том масштабе, как до 1917 г. Каслинский завод архитектурно-художественного литья продолжает функционировать, выпускать достаточно широкий ассортимент чугунных и бронзовых вещей и принимать участие в разных выставках как уникальное предприятие одной из отраслей российской художественной промышленности.
Гжельская керамика
Не будет ошибкой назвать Гжель одним из самых раскрученных русских народных брендов в мире.
Гжель, что в 60 км от Москвы, славилась богатыми месторождениями глины. Широкая добыча разных сортов велась с середины 17 века. А уже к началу 19 века в Гжели насчитывалось 25 заводов, выпускающих посуду.
Кроме посуды делали ставшие впоследствии знаменитыми игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. И если сегодня гжель в нашем представлении имеет исключительно бело-синюю (бело-голубую) гамму, то в начале 19 века белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, желтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. Сегодня лишь единицы владеют этим видом гжельской росписи. И такие произведения ценятся выше привычных нам бело-голубых. Что же до привычной гжели, то она — один из лидеров по подделкам. При покупке следует обращать внимание на маркировку, которая наносится всегда под эмаль, а значит, ее невозможно стереть. Также на ней обозначается фирменный логотип завода-изготовителя или имя мастера, если работа авторская. Надо уточнить, что в разные годы фирменное клеймо менялось. Были клейма на английском языке — экспортные варианты.
Определить оригинал порой можно и без исследования клейм: настоящий художник прописывает детали, а на подделках обычно — небрежные мазки.
Активно подделывать раскрученный бренд гжели стали в 90-ые годы. В Подмосковье возникло порядка 30 предприятий «под гжель» и еще 70 в Москве. Сейчас их, конечно, значительно меньше. Но риск нарваться на подделку существует.
Хохломская роспись
Сравниться с Гжелью по популярности может Хохлома. Этот промысел зародился в 17 веке в селе Хохлома (ныне Нижегородская область). Деревянные изделия, покрытые лаком и красочным узором, за рубежом нашей страны давно стали символом русского народного творчества. Но здесь речь не только о красоте — декоративной росписи по золотому фону — а еще об уникальной технологии. Специальная обработка в печах позволяет дереву справляться с воздействием воды, в том числе и горячей. Вспомните хотя бы хохломские ложки — ими можно есть горячий борщ. Здесь во многом и кроется отличие оригинала от подделки
Нарисовать хохломской узор могут многие художники. Покрыть лаком — тоже. Но добиться того, чтобы хохлома служила долгие годы в качестве, например, посуды, можно, только если изготавливать ее, соблюдая вековые технологии.
И возможно это только в условиях предприятия, где есть специальное оборудование и, главное, — уникальные печи. За время изготовления изделие проходит обжиг несколько раз. Поэтому при покупке рекомендуется обращать внимание на сертификат изделия, наклейку, клеймо.
Настоящая хохлома не боится влаги, не боится она и горячего. Про нее говорят: «в огне не горит и в воде не тонет». Главное — соблюдать ряд правил, которые советуют производители: не ставить в микроволновую печь, не мыть в посудомоечной машине, не ронять, иначе от сколов нарушится лаковый слой. После мытья вручную протирать насухо.