Особняк посольства Италии в Москве находится в арбатских переулках, в том месте, где еще сохранился дух старого города, несмотря на видимые отсюда современные дома и огромную сталинскую высотку Министерства иностранных дел. Особняк снаружи воображение не поражает, подобных, выстроенных в стиле эклектизма, в центре Москвы сохранилось много, и даже его автор, архитектор Петр Бойцов, оставил богатое наследие. Но здание в Денежном переулке выделяется своей историей. Участок, на котором он был построен, когда-то принадлежал писателю, драматургу, директору московских театров и действительному статскому советнику Михаилу Загоскину (тому, самому, про которого говорят герои «Ревизора»: «Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение»), там у него был дом, правда, деревянный. Со временем участок был выкуплен промышленником и миллионером Сергеем Павловичем Бергом, и по его заказу в конце XIX века был построен нынешний каменный дворец.
Жизнь этого особняка сложно назвать спокойной. Он был первым московским домом с электричеством, во время революционных событий здесь обосновалось посольство Германской империи, и именно здесь летом 1918 года был убит посол Вильгельм фон Мирбах. Затем в особняке устроился исполком Коммунистического интернационала, но ненадолго: хотя сюда и успели прийти Ленин со Свердловым, а в двадцатые годы здание передали посольству Италии, с которой молодой СССР сумел наладить дипломатические отношения.
Пышные интерьеры усадьбы сохранились еще со времен Берга и устраиваемых им балов, а недавняя реставрация пошла им только на пользу. Мраморные лестницы, позолота на лепнине, разрисованный потолок — тоже с позолотой. Все выглядит очень богато и роскошно, эта роскошь бросается в глаза и немного давит.
Здесь словно бы подтверждают все мифы об итальянцах, которые можно встретить в туристических путеводителях.
Дресс-код при этом соблюдается почти неукоснительно, но оно и понятно: входить в особняк в обычной одежде кажется кощунством, которое столь бесцеремонному гостю не простил бы ни один из бывших обитателей. Но повод для этого вечера был не самым официальным, так что некоторые вольности допускались.
Дело в том, что с декабря прошлого года в Центральном музее музыкальной культуры проходила выставка «Миф Страдивари». Проект был подготовлен Российским музеем музыки в сотрудничестве с кремонским Музеем скрипки, на нем были представлены пятнадцать инструментов, в том числе и изготовленные легендарными мастерами прошлого: Страдивари, Амати, Гварнери. Часть из них предоставила российская Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов, а часть — музей Кремоны. Кроме того, на выставке были представлены инструменты мастеров, а также целый цикл «Мастерская скрипичного дела».
На вечере в итальянском посольстве о секретах мастерства по понятным причинам не говорили. Прием был посвящен завершению успешного проекта сотрудничества двух музеев, — российского и итальянского — так что почетные гости церемонии, вице-премьер Ольга Голодец и посол Италии Паскуале Терраччано, говорили о том, что культурные отношения следует продолжать и укреплять. Тем более что они и так продолжаются: в начале этого года в Италии начался фестиваль «Русские сезоны-2018», в программе которого не только межмузейное взаимодействие, но и концерты (на открытии в Риме выступал оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева), гастроли театральных и балетных трупп.
Ну а пока посольство Италии дало возможность всем гостям вечера услышать живое выступление с участием легендарных инструментов. Скрипачи Джузеппе Гиббони и Павел Седов с помощью пианиста Виталия Юницкого исполнили несколько композиций Паганини, Глазунова и Чайковского, чтобы показать возможности инструментов, изготовленных в XVIII веке Антонио Страдивари и Санто Серафино, а также их отличие от скрипки одного из современных мастеров: итальянца Джорджо Че. Разница действительно есть, но, чтобы это понять, нужно слушать.