В них посетители могут участвовать в тех исторических играх, которые предлагают парки. У нас это «Этномир» в Калужской области недалеко от Боровска. В Китае это Grand Epoch City в 60 км от Пекина.
Высокие бамбуковые изгороди, кривые дорожки, озёрца и пруды с золотыми рыбками, горбатые мостики и беседки с вогнутыми углами черепичных крыш, ноздреватые валуны, словно разбросанные великанами... Подобные природные островки, с наибольшей полнотой отражающие миропонимание китайцев, позволяют ощутить лучшее, что есть в восточной культуре: организованный порядок, прикидывающийся хаосом. Философия китайского парка сформирована во времена первых императорских династий. Если она и изменилась за два с половиной тысячелетия, то разве что усилила актуальность: чем яростнее противостояние техногенной цивилизации и природы, тем необходимее свежее озонное дыхание зелёных островков - парков под открытым небом, когда на обширной территории выстраивается иллюзия исторического поселения с очарованием народного зодчества. По мнению специалиста Пекинской ассоциации туризма Чана Сяочжуна, в эпоху социальных сетей, когда общение людей оборачивается виртуальными иллюзиями, парки приобретают новую функцию - возмещать дефицит живого общения, с чем с успехом справляется историко-этнографический комплекс Grand Epoch City.
Со скоростного автобана парк почти не виден - сливается с лесопосадками. И лишь мелькающие над деревьями гнутые крыши выдают древнее поселение. Когда автобус въезжает за высокую кирпичную стену, понимаешь ошибку первого впечатления: об исторической застройке не может быть и речи. Но строго соблюдаемая в планировке и оформлении территории стилистика храмового комплекса (или императорского «запретного города») вызывает приятное удивление - это, конечно же, стилизация, но какого высокого исполнительского уровня!
На обширной площади 1200 гектаров расположилось несколько многоэтажных гостиничных корпусов. Правильно выбранные пропорции протяжённых зданий и их исторические «одежды» лишают новостройки унылого прагматизма. Здесь одновременно могут принять 7 тыс. человек, что позволяет проводить сколь угодно массовые мероприятия - от профсоюзных съездов до спортивных соревнований международного уровня. 80 залов различного назначения, водно-развлекательный центр общей площадью более 5 тыс. м2 с тропическим лесом, водопадами, пляжем, водными горками и бассейном с искусственной волной, лучшее в Азии поле для гольфа с 27 лунками и 10 ресторанов предоставляют необозримые возможности для деловых встреч и досуга.
Между корпусами - система парков, радующих разнообразием. Река с излуками и плёсами, озёра и пруды, соединяемые каналами, беседки, затерянные в бамбуковых зарослях, - всё это создаёт эффект непредсказуемости и мнимого расширения пространства, кажущегося поистине необозримым.
Столь же впечатляют интерьеры основных гостиничных корпусов, оформленные в исторических стилях XIV-XVII вв. В огромных залах все виды традиционного китайского изобразительного искусства - от лишённой перспективы пейзажной живописи до хрустальных светильников, бронзовых курительниц, ковров с драконами и мебелью из красного дерева. На первом этаже расположился буддийский храм с золочёными фигурами Будды.
В одном из дворов выстроен прихотливый павильон из мрамора, имитирующий европейское барокко XVIII в., перед ним - огромный фонтан со скульптурной композицией на тему «Охота на оленя». Это точная копия ранее существовавшего, но разрушенного в годы «культурной революции» императорского летнего дворца.
Лично меня больше всего поразил тот факт, что вся эта квинтэссенция китайского искусства создана в самые последние годы: строительство Grand epoch city началось за два года до конца ушедшего столетия, в 2005 г. комплекс был открыт, его расширение продолжается до сегодняшнего дня.
Как рассказали владельцы комплекса, основные инвестиции в проект вложены частным лицом, входящим в десятку богатейших людей Китая. Сумма составила 2 млрд юаней (что превышает 300 млн долл.). Эксперты же считают, что реальные вложения на два порядка выше.
В Гугун (императорский «запретный город» в Пекине) гости Китая приходят как в музей - можно лишь смотреть и восхищаться, но прикасаться к красоте никому и в голову не придёт. В Grand epoch city, стилистически очень похожий, а по размеру в полтора раза превосходящий, приезжают, чтобы отдохнуть и от души насладиться представленной красотой. В этом коренное отличие комплекса от традиционного музея - можно трогать руками всё, что видишь, и с лёгкой душой переноситься в идеализированное прошлое.
Увиденное в соседней стране побуждает поразмышлять об аналогичных возможностях в России. Разве нам было бы менее интересно погулять по деревянному посаду Киевской Руси? Или погрузиться в размеренную чистоту московской Немецкой слободы? А провалиться в степные просторы казачьего стана...
Почему у нас нет подобных историко-культурных комплексов? Затратно? Китай нашёл способ вкладывать деньги и возвращать их за счёт экскурсантов. Наверное, это и нам по силам. Если осознать, что новые технологии в сфере туризма продуктивны для развития той самой национальной идеи, по поводу которой продолжаются дискуссии.
СтоЛИЧНОСТЬ №17 (47), 12 ноября 2013
Издается ЗАО «Аргументы и Факты»