Рурка обнесли наградой
На роль лидера фестиваля претендовали по очереди разные фильмы: сначала преимущественно японские, потом американские. В итоге жюри после долгих дискуссий предпочло картину Даррена Аронофски.
Это монодрама о непростой жизни человека, для которого рестлинг стал и профессией, и призванием, и наркотиком, и проклятием. Человека, выступающего в кровавых шоу в буквальном смысле до разрыва сердца, сыграл 52-летний Микки Рурк с его монструозной харизмой. Эта роль стала его триумфальным возвращением в кинематограф после многих лет распада, когда актёр потерял семью, физическую форму, попал в зависимость от алкоголя и наркотиков. В Венецию он приехал с одной из своих шести собачек чихуахуа, с которой не расстаётся ни на минуту.
Журналисты прочили матёрому артисту приз за мужскую роль, но почти никто не предрёк победу самой картине. А жюри отдало актёрский приз любимцу итальянской публики Сильвио Орландо, сыгравшему в фильме «Папа Джованны», а «Рестлеру» - «Золотого льва».
Сразу две награды: спецприз жюри и «Озелла» (так называлась старая венецианская монета) за сценарий отошли к эфиопской ленте «Роса» режиссёра Хайле Геримы. Удвоение числа призов произошло и по отношению к «Бумажному солдату»: он награждён «Серебряным львом» за лучшую режиссуру и «Озеллой» за операторскую работу.
Жюри привлекло штучное кинематографическое качество этой работы, которого не хватало многим конкурсным фильмам. Сработал, судя по всему, и актуальный фактор: недаром газета La Repubblica написала, что эта картина объединяет русских и грузин. Ведь главного героя - врача Данилу Покровского, готовящего к полёту первых космонавтов, - играет Мераб Нинидзе, и по сюжету его герой имеет грузинскую родословную. Сцены на Байконуре 60-х годов, где звучат стихи Бараташвили в переводе Пастернака, воспринимаются ностальгически, как и давшая название фильму песня Булата Окуджавы. Главное же - ностальгически выглядит сам тип кино, которое разрабатывает Алексей Герман-младший, решительно отказавшийся от «современного» индустриального подхода в пользу авторской традиции. Именно это стало решающим в глазах жюри.
Щедро раздав по два приза российской и эфиопской лентам, жюри довольно жестоко поступило с другими, оставив без наград и зрительскую фаворитку японскую рыбку «Поньо», и алжирскую «Внутреннюю страну», и американский «Вегас», - называю фильмы из числа наиболее достойных в конкурсной программе.
Магия «Поля»
Другой российский фильм - «Дикое поле» - был представлен в программе «Горизонты» и тоже стал плодом российско-грузинского союза: сценарий написали в своё время Пётр Луцик и Алексей Саморядов, лучшие наши сценаристы 90-х годов, а поставил картину Михаил Калатозишвили. «Дикому полю» досталась Art Cinema Award - альтернативная награда, присуждаемая в качестве прокатной поддержки талантливым арт-хаусным лентам. По мнению многих критиков, картина вполне могла бы быть представлена в главном конкурсе, а обозреватель газеты The Hollywood Reporter Дебора Янг назвала эту картину «маленькой жемчужиной», полной «магического реализма русских степей».
Русский язык звучал и на сцене Венецианского фестиваля. Ксения Раппопорт, бывшая хозяйкой церемонии закрытия, начала её словами «Добрый вечер!», несколько раз переходила с итальянского на родной и, не сдержав смеха, перевела публике рассказ Алексея Германа о том, как его продюсер Артём Васильев чуть было не заложил свою квартиру, чтобы собрать деньги на сложный дорогостоящий проект. Теперь можно утверждать, что усилия создателей этого фильма не были напрасны.