Сто рисунков и живописных полотен известного итальянского художника
Правда, следует заметить, что работы юного Меризи, будущего Караваджо, были найдены уже довольно давно, но до объявления о сенсационной находке должно было пройти время, которое группа экспертов во главе с Маурицио Бернарделли Куруцем и Адрианой Конкони Федриголли посвятила атрибуции рисунков и картин. В результате тщательных исследований и сравнений работ с бесспорно принадлежащими кисти Караваджо картинами римского и неаполитанского периодов его творчества подлинность находки установлена с практически 100% достоверностью.
Обнаружение шедевров не было случайным. Бернарделли Куруц, руководитель художественного музея Фонда Брешия, рассказал, что поиски велись целенаправленно в архивах мастерской Петерцано, которые хранятся в миланском Кастелло Сфорцеско. Искать работы Караваджо среди 1378 единиц хранения ученых сподвигла очевидная мысль: если доказано, что Микеланджело Меризи учился у Петерцано, не может быть, чтобы в архивах учителя не осталось ни одной работы ученика.
На основании характерных признаков, выделенных по другим работам художника, ученые определили его стиль, «матрицу», с которой сравнивали обнаруженные в архивах Петерцано рисунки и картины. Для подтверждения подлинности подписи молодого Меризи эксперт-графолог Анна Грассо Россетти провела исследование, сравнив почерк с подписями художника
Сенсационные находки подобного масштаба в музейной практике — большая редкость, но время от времени эксперты объявляют об обнаружении ранее неизвестных шедевров знаменитых художников. Иногда картина «всплывает» на аукционе или при каталогизации фондов крупных или, напротив, малоизвестных провинциальных музеев, и, если у ученых возникает подозрение о принадлежности ее кисти известного мастера, проводится экспертиза. В других случаях полотно может поступить на реставрацию, и в процессе рентгеновского исследования под верхним слоем краски обнаруживается другое изображение, которое эксперты идентифицируют как полотно известного художника, либо проявляется подпись, впоследствии закрашенная автором.
В последние годы было несколько примеров «чудесных», а на самом деле — вполне научно обоснованных обретений картин прославленных мастеров. В 2007 году реставраторы мадридского музея Прадо идентифицировали картину, переданную частным коллекционером на реставрацию, как неизвестное ранее полотно кисти известного нидерландского художника Питера Брейгеля-страшего «Вино по случаю праздника Святого Мартина». Подпись голландского гения проступила на рентгеновском снимке.
Химик Кун Янсенс, профессор Антверпенского университета, разработал специальный метод, который в 2011 году позволил обнаружить под красочным слоем портрета дона Рамона Сатуэ кисти Франсиско Гойи другой портрет — предположительно, Жозефа Бонапарта, брата Наполеона. Тот же эксперт тремя годами ранее обнаружил портрет женщины под верхним слоем краски картины «Лоскут травы» Винсента Ван Гога. Уже в нынешнем году найдена еще одна «невидимка» Ван Гога — под полотном «Луг с цветами и розами» из собрания музея Креллер-Мюллер оказалось изображение двух борцов.
Музейщикам также полезно время от времени изучать и каталогизировать собственные фонды — третья за последние годы крупная находка кисти Ван Гога стала достоянием общественности после того, как в загребском музее Мимара провели ревизию. На полотне, в одном углу которого стоит характерная подпись «Vincent», изображены пять женщин и девочка из голландского городка Швенинген. Известный эксперт Джон Силлевис, приглашенный для подтверждения авторства полотна, датировал его примерно 1882 годом.
В прошлом году итальянский специалист по творчеству Микеланджело Буонаротти Антонио Форчеллино заявил, что кисти великого скульптора и автора фресок Сикстинской капеллы принадлежит панно с изображением распятого Христа и Девы Марии, которое традиционно приписывалось современнику Микеланджело Марчелло Венусти и последние 80 лет находилось в коллекции Оксфордского университета. К таким выводам Форчеллино пришел после инфракрасного исследования полотна. Так как в мире известно всего четыре (по некоторым версиям — пять) станковых картин Микеланджело, подтверждение гипотезы эксперта подняло бы цену полотна до рекордных 150 млн. долларов. Впрочем, коллеги эксперта скептически отнеслись к гипотезе Форчеллино, утверждая, что установить авторство панно со 100% достоверностью невозможно.