Примерное время чтения: 3 минуты
252

Итоги 34-го Московского кинофестиваля: деньги потратили, а престижа никакого

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. Тарифы растут, дома сыпятся 04/07/2012

По мнению многих из них, фестиваль уже не тот: одна-две мировые звезды, не больше, уровень конкурсных фильмов оставляет желать лучшего, кинотеатры во время показов не заполнены. Не то что в былые времена…

Голливуд надоел?

Действительно, с 21 по 30 июня на фестивале показали более 300 картин, а зрителей нашлось всего 60 тыс. К примеру, в 2010 г. их было в 3,5 раза больше. Если ещё несколько лет назад мировые знаменитости почитали за честь посетить событие, то в этом году главной звездой стала Катрин Денёв, получившая специальный приз имени Станиславского из рук министра культуры Владимира Мединского… за кулисами.

«Голливуд в Москве бывает постоянно, звёзд для рекламы картин привозят регулярно, повторять это на фестивале, я думаю, излишне», - объяснил ситуацию Кирилл Разлогов, программный директор ММКФ. А что количество зрителей сократилось, так виной тому перенос церемоний открытия, закрытия и многих показов в «Октябрь» из-за ремонта кино­концертного зала «Пушкинский». Но раз всё так изменилось, возможно, и бюджет стоило бы сократить?

 

 

Кстати, по поводу бюджета: он, конечно, полностью не разглашается, но, например, стоимость госзаказа на услуги по организации фестиваля составила 120 млн руб. Именно такую сумму во время проведения тендера на организацию ММКФ предложила компания «Медиафест», совладельцем которой является Никита Михалков. Компания «Контур» представила план на 123 млн руб., а «Росфильм» - на 121,5 млн руб. Победил, конечно, «Медиафест». И всё бы ничего, но злые языки не унимаются - эта же фирма организовывала фестиваль и все прошлые годы. Помимо госсредств потратились на 34-й ММКФ и спонсоры - крупнейшие российские компании. Если учесть, что в прошлые годы взносы государ­ства и частных компаний были примерно равны, то можно подсчитать, что средства были затрачены отнюдь не маленькие.

«Нет престижа»

«Сколько я помню Московский кинофестиваль, с постсоветских времён всегда были претензии к качеству конкурса, - сказал «АиФ» Виктор Матизен, экс-президент Гильдии кинокритиков. - И, на мой взгляд, они обоснованны. Мы же не выдерживаем конкуренции с Каннами, Берлином и Венецией, которые перехватывают себе лучшие фильмы. Да и как оценить качество отбора, если все фильмы, не попавшие в программу, видит только отборочная команда и больше никто! Единственным средством борьбы с этим является периодическая ротация отборочной команды. Но у нас комиссия несменяемая, так же как и Никита Михалков.

Ну, получили «Отбросы» главный приз. А можно было наградить им польский фильм «80 миллионов» или ещё пару таких же. Ничего плохого про эти фильмы сказать нельзя, но никакого нового пути в кинематографе они не прокладывают, и, по-моему, это общее мнение кинокритиков. На ММКФ всё чересчур очевидно. Нынешнюю конкурсную программу я оцениваю как средненькую и посредственную. Из ряда вон выходит фильм Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты», но это не значит, что он такой уж хороший, - просто он выделялся, как белая ворона, в этом конкурсе.

Что касается якобы падения популярности ММКФ в мире, то могу сказать, что наш фестиваль никогда и не пользовался таким уж большим уважением. Количество звёзд - не показатель. В СССР, когда все жили за железным занавесом, знаменитостей приезжало больше, но они стремились в Москву во многом из любопытства, хотели посмотреть на тоталитарную страну. Да, в первые перестроечные годы возник огромный интерес к Москов­скому кинофестивалю. А потом в 1990-е гг. он захирел. По поводу траты бюджетных денег на это событие могу сказать, что они оправданны - Москва должна иметь большой международный фестиваль. Это вопрос национального престижа. Просто надо чаще менять команду, его устраивающую».

Пока же - деньги потратили, а престижа никакого.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах