Дельные потери
Первый взгляд на экспозицию музея «Потерянных вещей» вызывает странное, противоречивое чувство. Сначала хочется воскликнуть: «Ну и старьё! На помойке ему место!» Потом начинаешь понимать, что в этом «хламовнике», как принято говорить, «что-то есть такое». Ну а позже попадаешь под обаяние этих «потерянных» предметов. Тем временем хозяин музея Александр Серёгин куда-то отлучился, предоставив мне побродить по музею самостоятельно.
Я погрузился в сельскую атмосферу застойных времён. Так же, как и в доме моей прабабушки, граммофон мирно соседствовал с чёрно-белым телевизором, расписной сундук - с сеткой-авоськой, прялка - с «модерновой» настольной лампой... И главное достоинство всех этих предметов - все они в рабочем состоянии, их можно трогать и использовать по назначению.
В чём меня и убедил Александр, вернувшийся и включивший телевизор «Рассвет». Очень трогательный аппарат: надо ждать, пока он прогреется, каналы переключать вручную, крутя тугой щёлкающий тумблер.
При таком антураже заседание Госдумы, проявившееся на голубом экране, напомнило Политбюро при Леониде Ильиче. Тем временем с кухни отчётливо, прямо как во времена моего деревенского детства, повеяло бражкой. Так и есть - на плите стоял самогонный аппарат, который уже наладили в ожидании специальной экскурсии.
«Цель музея - создать приятные ассоциации, - Александр Серёгин аккуратно проверяет змеевик. - Может быть, пробудить детские воспоминания. Или показать нынешним детям, как по-настоящему жили их родители и дедушки с бабушками, дать возможность окунуться в те времена - что-то вроде ролевой игры с погружением».
Окунуться в прошлое можно ежедневно по адресу Немчиновка, 1 - 1,5 км от МКАД по Можайскому шоссе.
Сказочный бас
Для тех, кто не входит в число почитателей оперного искусства, имя Фёдора Шаляпина ассоциируется с парой вокальных «файлов»: «Блоха? Ха-ха!» и «Мальчики кровавые в глазах». Им-то прежде всего и стоит посетить мемориальную усадьбу певца, которая находится на Новинском бульваре, д. 25 - 27. Впрочем, думается, что и ценители самого знаменитого русского оперного баса найдут здесь для себя много нового. Дело в том, что к столетнему юбилею покупки этого имения приурочена выставка «Шаляпин известный и неизвестный». Экспозиция действительно уникальна - большую часть вещей никогда и нигде не показывали, они сравнительно недавно были переданы в дар потомками певца. Кому-то, быть может, самым интересным покажется тот факт, что певец - единственный русский, трижды становившийся кавалером ордена Почётного легиона. Для меня же откровением стал небольшой зал на втором этаже под названием «Шаляпин - сказочник». Оказывается, кроме актёрского мастерства он обладал и незаурядным писательским. Вернее, талантом рассказчика. Более того - некоторые сказки с помощью детей он ставил в специально построенном в его усадьбе кукольном театре, который теперь занимает внушительную часть экспозиции.
Гармоничное воспитание
Для многих гармошка ассоциируется прежде всего с интеллигентным крокодилом Геной из знаменитого мультфильма. Лично я представляю сельскую свадьбу, где пара гармонистов, разрывая в хмельном угаре меха, «колбасят» частушки или «Матаню». Где-то на периферии памяти брезжило ещё, что этот инструмент придумали вроде бы немцы. Вот и всё. Однако визит в Музей русской гармоники А. Мирека на 2-й Тверской-Ямской, д. 18, разнёс подобные представления в клочья. Хотя без немцев и здесь не обошлось: основатель Альфред Мартинович Мирек происходит из австрийской семьи, переехавшей в Россию ещё до революции. Да, долгое время официально считалось, что изобретателем инструмента является берлинец Фридрих Бушман, который в 1821 г. догадался, что металлические язычки при поддуве способны издавать не лишённые приятности звуки. Однако Мирек доказал, что первую гармошку придумали в Питере аж в 1783 г., причём мастером оказался хоть и эмигрант, но свой брат-славянин, чех Франтишек Киршник. Со временем инструмент стал по-настоящему народным, да так, что иные музыканты, особенно из дворян, презрительно отзывались: «Гармонь предпочитают пьяные извозчики и влюблённые дворники». Но были и такие, кто сумел преодолеть спесь. В их числе - Пётр Чайковский, который в 1883 г. ввёл гармонику в состав симфонического (!) оркестра для своей сюиты № 2. А хороший инструмент в те времена стоил до 10 руб. (за корову тогда же просили около 8 руб.). В общем, поток подобных сведений может здорово запутать. Особенно когда, не веря своим глазам, видишь среди экспонатов тульский самовар. Он-то здесь к чему? Оказывается, очень даже к месту - медные язычки для гармони делали из отходов самоварного производства.
Кстати, хоть здесь и нельзя трогать экспонаты, но послушать звучание самых разных инструментов можно - музей радиофицирован.