В их число которых входил и Андрей Матвеев. Сегодня генеральный директор концертного агентства «C.A.T» не без трепета вспоминает, как начиналась вся эта история.
- Первый фестиваль, который в 1999 году проходил на двухтысячной площадке ДК Горбунова, был вытянут благодаря выступлению Земфиры, - рассказывает он на своем мастер-классе для слушателей специализации «Менеджмент в музыкальной индустрии». – До того, как мы заявили Земфиру, билеты на «Нашествие» продавались откровенно плохо. На следующий год фестиваль проводился уже под открытым небом, и практически вся команда, принимавшая участие в его организации, сохранилась и по сей день.
Самым благополучным с точки зрения количества посетителей стало «Нашествие-2002» - 180 тысяч человек впервые сделали фестиваль прибыльным, и организаторы подумали было, что в концертном бизнесе наконец-то наступило благополучие. Впрочем, эти ожидания были самым чудовищным образом разрушены уже на следующий год. После теракта на рок-фестивале «Крылья» согласовать вопросы обеспечения безопасности с властями организаторам «Нашествия» так и не удалось. В итоге произошла виртуализация фестиваля – его участники играли свои сеты в студии «Нашего Радио», и все это транслировалось в прямом эфире радиостанции. Ну, а в начале 2004 года стало очевидно, что Московской области подобный фестиваль не нужен.
- Главная причина заключалась в беспокойном характере «Нашествия», - говорит Андрей Матвеев. – Дешевые билеты и, как следствие, маргинальная публика, безусловно, напрягали население Раменского, и в итоге нам пришлось искать новую площадку. Так получилось, что в свое время мы принимали участие в организации выборов губернатора Тверской области, и победу тогда одержал кандидат, в команде которого мы работали. Новому губернатору было необходимо сделать так, чтобы про его область была вовлечена в медийное пространство, и проведение такого фестиваля, как «Нашествие», было бы хорошим информационным поводом.
Идея проведения «Нашествия» в Эммаусе, расположенном в 150 километрах от Москвы, многим казалась безумной, но у организаторов, по сути, не оставалось выбора – или переезжать в Тверскую область, или забыть о фестивале. Перед проведением первого фестиваля новая площадка выравнивалась с помощью бульдозеров. Буквально на следующий день небо оказалось затянуто тучами, и пошел ливень - в результате площадка просто-напросто превратилась в болото. Несмотря на это фестиваль был проведен, но первый опыт проведения «Нашествия» в Эммаусе был сопряжен с целым рядом проблем.
Во-первых, организаторы не ожидали, что подавляющая часть публики приедет в пятницу, из-за чего на входе образовалось классическое в таких случаях столпотворение с давкой. Оказавшись на месте проведения фестиваля в пятницу, практически все гости остались там до воскресенья, и в результате было продано в два раза меньше билетов, чем могло бы быть продано в Раменском, откуда люди на ночь возвращались домой. Наконец, многие не рассчитали свои финансовые возможности, и в воскресенье вся торговля, по сути, остановилась. На следующий год все допущенные ошибки были учтены, фестиваль собрал более 50 тысяч гостей, но на этом история с Эммаусом неожиданно закончилась, и организаторам «Нашествия» пришлось искать новую площадку.
2006-й год оказался для фестиваля запредельно тяжелым, но он все же состоялся. Впрочем, уже на следующий год «Нашествие» во второй раз за свою историю было отменено из-за организационных сложностей. После вынужденного перерыва организаторы «Нашествия» начали переговоры с радиостанцией «Наше Радио» и организаторами «Эммауса». В результате было принято решение об объединении этих двух фестивалей и возвращении в Тверскую область. Первый состоявшийся после объединения фестиваль запомнился как весьма успешным музыкальным наполнением, так и ужасным состоянием площадки, разбитой дождем. Проблема с туалетами, с которой до этого сталкивались организаторы, казалось, была решена – их было около 600, и при этом в них по мере возможностей поддерживалась чистота, но затем возникли проблемы с городской канализацией, которые пришлось решать прямо во время фестиваля. Весной этого начался поиск новой площадки – с марта до начала июля поменялось три варианта, причем в каждом из них организаторы были уверены на сто процентов. В итоге «Нашествие-2009» прошло в поселке Большое Завидово и собрало около сотни тысяч гостей.
- На протяжении нескольких последних лет мы многое делаем для того, чтобы изменить мнение людей о «Нашествии», - рассказывает Андрей Матвеев. – Наша главная цель – собирать на фестивале не пьяных 15-летних панков, а людей, которые могут нормально отдыхать. В 2008 году мы радикально пересмотрели цены на билеты. Если раньше они стоили 200-300 рублей, то теперь – от 700 до 1000. Конечно, это был серьезный поступок, сопряженный с определенным риском, но в итоге именно он и спас «Нашествие». На самом деле недооценка «Нашествия» была очевидна, ведь сейчас билет на клубный концерт одного исполнителя из нашего лайн-апа стоит около 800 рублей. Так что фестиваля за 300 рублей быть не может. При этом мы отдаем себе отчет в том, что после повышения цен на билеты гостям фестиваля должны быть предложены гораздо более комфортные условия. В этом году мы развернули довольно много интерактивных зон – зону компьютерных игр, зону настольных игр, традиционные спортивные площадки, рыцарский городок, художественную выставка в VIP-зоне. То есть мы начали формировать развлечения, ориентируясь на Пикник «Афиши», потому что понимаем: просто слушать музыку на протяжении трех дней подряд довольно сложно. Большим прорывом в этом году стала история, связанная с авиационным шоу. Лично для меня этот пункт развлекательной программы значил очень много, потому что до прилета самолетов я не мог поверить в то, что это возможно. Нужно сказать, что мы ни в коем случае не собираемся останавливаться на достигнутом, и в следующем году планируем провести «Нашествие» в таком же формате, добавив что-нибудь новое в развлекательную программу.
«Нашествие-2009» в цифрах
120 гектаров земли
10 развлекательных площадок
96 исполнителей и коллективов
98 000 гостей за 3 дня
4 500 сотрудников службы безопасности
600 организаторов, менеджеров, продавцов и кассиров