Шанхайское новоселье
К назначенному времени Сергей опоздал — задержался в парикмахерской, где девушка-стилист обновила его прическу, получив в обмен свой портрет. В небольшом помещении сценквартиры молодежного оренбургского театра Сергея ожидали несколько человек, заранее заготовив подарки для обмена. На сайте Баловина два списка подарков — полезных и бесполезных.
«Я ничего не прошу, скорее предлагаю. Почему-то принято считать, что подарок — это что-то торжественное, праздничное. Но нельзя же все время есть торты и пить шампанское. Обычная банка соленых помидоров тоже может быть очень ценной. А когда мне, например, нужно поменять гардероб, я пишу в блоге — «Меняю портрет на джинсы», — раскладывает мольберт художник.
Тут же выстроилась очередь желающих позировать. Первой оказалась девушка Катя, она достала из пакета трогательно перевязанную лентой банку вишневого варенья. Сергей указал, где лучше встать и предупредил, что нужно не двигаться 10-15 минут.
«В основном ко мне приходят девушки от 20 до 30 лет, но бывают и взрослые, даже старички, приносят и младенцев. Из известных людей я рисовал Эльдара Салаватова, режиссера фильма „ПираМММида“, министра финансов Швейцарии, Артемия Лебедева, автостопщика Антона Кротова... Хотя опять же, для кого-то они известные, а для кого-то нет», — рассказывает Сергей, нанося штрихи на бумагу.
Свой проект «Натуральный обмен» Сергей задумал несколько лет назад, переехав в китайский город Шанхай: «Нужно было обставить пустую съемную квартиру. Заодно хотелось узнать образ мыслей людей, живущих в другой стране, получить их представление об уюте. Я сделал список желательных подарков — от влажных салфеток до мебели и бытовой техники. И это стало работать! Я писал портреты в обмен на вещи».
Когда у Сергея в доме появилось 7 сковородок и 3 чайника, он запустил новые акции: «Накорми художника — получи портрет», «Одень художника — получи портрет». В начале этого года он решил вывести проект за рамки одного города и совершить кругосветное путешествие без денег.
Нет родного дома
«Мне так часто задают вопрос, почему я решил путешествовать, что я предложил читателям блога самим придумать ответ, — шутит Сергей. — С детства мама мне рассказывала сказки про Владивосток, она жила там. Вышло так, что я родился в Воронеже, а в нашей семье никто не любил этот город, мы знали, что есть места интереснее и красивее».
Страсть к путешествиям Сергей чувствовал с детства, ночуя в палатках с мамой-геологом, выезжая на соревнования по карате, совершая поездку во Владивосток и знакомясь в поездах с иностранцами. По словам Сергея, у него нет родного дома. Родительский дом в Воронеже куплен не так давно, а в прежней «двушке» не хватало простора. Вторым домом он называет жилье в Шанхае, и то, скорее, благодаря пережитым там событиям и эмоциям.
«В Воронеже я жил на улице Лизюкова, есть даже такой советский мультик „Котенок с улицы Лизюкова“, который путешествовал по миру. Можно между нами даже провести какие-то параллели», — говорит Сергей не то серьезно, не то шутя.
Сергей Баловин, начав путешествие в родном Воронеже, выбрался в Европу. Первые полтора месяца жил в бешеном ритме, по четкому расписанию на каждый день. Путь шел не по прямой, а зигзагами — Белгород, Краснодар, тур по Украине.
Второй этап сильно отличался от первого и почти не поддавался планированию: Сергей вместе с дауншифтером Русланом Майбородой поехал на велосипедах из Стамбула в Рим, а в этих городах мало кто знал о приезде Баловина.
На третьем этапе в Европе вместо массовых встреч были камерные семейные посиделки. «Сейчас я должен был быть в США, но мне не дали визу, посчитав потенциальным мигрантом. Тогда я отправился на Кавказ, там очень гостеприимные, доброжелательные люди. Кстати, автостоп там работает лучше, чем в других странах, машину я ждал максимум 10 минут».
Сергей не выбирает города случайно, едет только по приглашению, при условии, что у него будет ночлег, встречи с жителями и билет до следующего города.
Молитвы в подарок
От некоторой монотонности рисования портретов Сергей не устает, спасают постоянные разъезды и смена обстановки.
«Проект ведь совсем не в портретах, портрет — это некое документирование встречи, фиксация контакта. Больше информации несет подарок. Что только мне не дарили: и резиновую хозяйственную перчатку, полную конфет, и MacBook, и Шенгенскую визу, и рюкзак. Как-то даже предлагали 40 молитв в православном храме, но мужчине не понравился портрет его супруги, и подарок я не получил. Все вещи, которые на мне и в сумках — подарены», — говорит Сергей.
За время осуществления проекта «Натуральный обмен» Баловин написал около 4-5 тысяч портретов разных людей; некоторые он оставляет себе на память. К отказу от денег художник относится без фанатизма; иногда все же приходится ими пользоваться — в Липецке за портрет Сергею дали денег на такси, а в Германии он заблудился, и пришлось покупать билет на поезд.
По признанию путешественника, у него часто срабатывает принцип: отложишь на черный день — тот и наступит. Идея отказа от денег родилась у Сергея в ходе размышлений о том, зачем ему они: «Были времена, когда я зарабатывал очень много, но я быстро тратил. Мне деньги нужны для путешествий, интересной жизни, для общения и творческой реализации. И без денег я получаю этого намного больше и лучше.
К слову, за первые 28 лет жизни я посетил 7 стран, а за последние полгода — еще 20!». Чтобы решиться оставить дом и отправиться в путь, Баловин придумал символическую акцию — проехал по своим картинам на бульдозере.
«Эти картинки я считаю пародией на XIX век. В наших художественных вузах сейчас учат только подражать Шишкину, Айвазовскому, Репину и Серову. Никогда не понимал этого. Лучше них не напишешь, а хуже — зачем? Картина стала элементом декора, штамповкой. То, что я уничтожил, было живыми деньгами: я писал эти картинки и знал, за сколько могу их продать. Раздавив их, я избавился, во-первых, от связанных с ними воспоминаний, а во-вторых, от багажа, с которым было неясно, что делать», — объясняет причины такого поступка художник.
Баловина не пугает неизвестность завтрашнего дня, свое расписание на несколько дней вперед он знает, а планировать жизнь на 5, 10, 20 лет считает глупым занятием. Осесть и создать семью при таком образе жизни считает пока невозможным. Риск попасть в нехорошие истории путешественника не останавливают, он уверяет, что опасно и в родных городах. За всю историю кругосветки Баловин ни разу не оставался на улице без ночлега и не сталкивался с неразрешимыми проблемами.
«Не приглашали ли в налоговую? Пока нет, это же смешно, у меня нет финансовых доходов. Хотя, если позовут, это будет интересный поворот проекта, можно только мечтать о таком!», — смеется Сергей, поправляя шляпу. Шляпа и тельняшка — любимая и постоянная одежда странствующего художника.
«Сейчас я будто смотрю кино про свою жизнь, мне интересно, что будет дальше. У меня поменялось отношение ко времени, к расстояниям, к вещам. Как будет дальше — не знаю, может быть, меня переклинит, и я снова буду писать картинки для выставок, а пока мне нравится то, чем я занимаюсь, и плыву по течению», — улыбается Сергей.