Скоро ли умрет аккумулятор, если у него окислились клеммы?
Срок службы любой батареи ограничен, и через некоторое время внутри нее начинаются химические процессы, оказывающие негативное влияние на ее функциональность. Клеммы окисляются, заряд падает, и есть риск, что в холода батарея не сможет полноценно работать. Как определить неисправности АКБ по ее внешнему состоянию и что делать, если на клеммах стал образовываться зеленый или белый налет?
Пары электролита
Природа появления белого или зеленого налета кроется в химических реакциях, которые протекают внутри аккумулятора. Летом из-за повышенной температуры в батарее испаряется вода из электролита, что приводит к понижению его уровня. Если аккумулятор уже не новый, то от вибраций электроды ослабевают, между ними и корпусом образуется микролюфт, герметичность корпуса нарушается, и пары воды просачиваются наружу. Электролит испаряется, вода уходит, а концентрация кислоты в электролите нарастает.
Правда, вода уходит не одна, она выталкивает пары кислоты, которые попадают на электрод в местах его соприкосновения с корпусом и вызывают окисление свинца. Образуется сульфат свинца в виде белого налета, который покрывает клеммы пористым «снежком». Чем это опасно для батареи?
В первую очередь белый налет свидетельствует о низком уровне электролита. Свинцовые пластины оголяются, из-за чего начинается окисление положительных электродов и нарастает процесс саморазряда батареи. Усиливается процесс сульфатизации, то есть происходит оседание на пластинах солей кальция, которые уменьшают номинальную емкость. В итоге внутреннее сопротивление батареи растет, и она уже не может выдавать нужный ток.
Если аккумулятор имеет разборный корпус, то в него можно добавить дистиллированной воды, которая пополнит уровень электролита и частично решит проблему. Между тем таких батарей немного. Сейчас распространены неразборные неремонтируемые аккумуляторы, которые можно лишь сдать в переработку. Появление белого налета свидетельствует, что батарея еще проработает около полугода, после чего уже не сможет держать заряд.
Гремучий газ
Неправильная работа генератора, который выдает повышенное напряжение, и перегрузка батареи вызывают закипание электролита. Начинается разложение воды с появлением пузырьков кислорода и водорода.
Кроме того, разрушающийся свинец в пластинах со временем опадает, закупоривая и замыкая ячейки. Возникает череда коротких замыканий. Открытая дуга нагревает воду и приводит к ее разложению.
На покрытых налетом старых пластинах начинается электролиз воды. На положительном электроде (аноде) идет выделение кислорода, а на отрицательном электроде (катоде) образуется водород. Газы смешиваются, и образуется так называемый гремучий газ, в котором соотношение водорода и воздуха составляет пропорцию 1:4 — 1:7. Этот газ также просачивается через трещины и в корпусе, проникает через расшатавшиеся соединения электродов и приводит к появлению на клеммах многоцветного налета голубого или зеленоватого оттенка.
Эта неисправность может привести к пожару, потому как гремучий газ взрывается от любой искры. Если мастер полезет под капот с горящей сигаретой в руках или клемма батареи окажется недостаточно затянута и даст небольшую искру, то высока вероятность воспламенения газа.
В этом случае при появлении налета необходимо проверить работу генератора и замерить силу тока и выдаваемое им напряжение. Главное выяснить, почему происходит перезарядка батареи. Возможно виноват управляющий блок. Если генератор в порядке, то причиной появления налета становятся повреждения в пластинах, которые починить невозможно. Батарею придется заменить.