Автомобильная помпа, то есть насос системы охлаждения двигателя, — это важный составной элемент системы охлаждения, которая обеспечивает постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости. Ее повреждение приводит к серьезным последствиям для силового агрегата, причем нередко поломка происходит внезапно. Какие действия автовладельца могут значительно сократить ресурс технического узла?
Использование нештатного антифриза
Помпа — это сравнительно несложный технический узел. Он состоит из крыльчатки, которая напрямую подключена к ременному приводу, а также ее вала и подшипников с прокладками. Если работает мотор, то насос приходит в движение и начинает гнать антифриз по трубкам. Сломать помпу трудно, однако это иногда происходит из-за неправильной эксплуатации и некачественных комплектующих.
Главной опасностью для насоса является некачественный антифриз. Многие иномарки требовательны к качеству антифриза. Для них изготавливаются специальные охлаждающие жидкости, которые необходимо подбирать по каталогам, руководствуясь VIN-номером автомобиля.
Если залить в расширительный бачок старые продукты или обычный тосол, то могут наступить проблемы. Химическая жидкость вступает во взаимодействие с материалами системы и разъедает их. В первую очередь страдают прокладки. Через них сочится жидкость и размывает смазку в подшипниках. А при работе без масла подшипники быстро выходят из строя. Из-за трения возникают люфты, посторонние звуки, вибрации и прочие угрожающие симптомы.
В худших случаях из-за разрушившихся подшипников вал меняет направление и возникает биение, вследствие чего может возникнуть нештатная нагрузка на привод, который напрямую связан с ремнем газораспределительного механизма. Чем больше люфт, тем серьезнее нагрузка, которая может вызвать блокирование крыльчатого колеса и всего насоса. Крыльчатка бьет по корпусу, разрушается и стопорится. Тогда велик риск, что ремень привода тоже порвется, что оборачивается не только остановкой насоса и прекращением циркуляции охлаждающей жидкости, но и повреждением клапанов в моторе.
Отсутствие контроля
Иногда лопасти помпы изготавливаются из пластика. Неправильный тосол их постепенно растворяет и сокращает площадь лопаток. В этом случае снижается давление в системе, и скорость циркуляции жидкости падает. Тогда велик риск, что будут возникать локальные перегревы, особенно при езде на низких оборотах двигателя. Чтобы выяснить уровень давления, необходимо остановиться, открыть капот и зажать рукой верхний патрубок, идущий от радиатора. При этом надо осторожничать и работать в перчатках, так как температура жидкости и трубки может достигать 100 градусов. Если помпа исправна, будет ощущаться создаваемое насосом давление охлаждающей жидкости. Ладонь будет чувствовать пульсацию крыльчатки насоса.
Если шланг продавливается и не сопротивляется, то необходимо осмотреть насос. Для проверки нужно снять защитный кожух газораспределительного механизма. Если уплотнительная резинка или сальник помпы подтекает и видны крупные пятна рыжевато-бурого или сероватого цвета, то насос уже непригоден для эксплуатации. Дальнейшее использование приведет к его разрушению и заклиниванию. Правда, некоторые мастера умудряются разбирать технический узел и ставить новую крыльчатку с валом, прокладки и подшипники.
Неправильная установка
Как показывает практика, качественная помпа на отечественных автомобилях в среднем служит около 100-120 тыс. км. По этой причине водители обычно меняют водяной насос не сразу, а вместе со второй заменой приводного ремня газораспределительного механизма. Другими словами, хорошая помпа «ходит» столько же, сколько и два ремня ГРМ. Установку новой помпы нужно совместить с заливкой нового антифриза.
При установке насоса очень важно соблюдать рекомендуемый момент затяжки крепежных болтов. Это необходимо для того, чтобы не повредить резьбу и не передавить прокладку. Если слишком усердствовать, то возможно образование течи.
Неравномерное распределение натяжки приводит к повреждениям не только сальника, но и подшипников. Неправильная установка либо заводской брак, при котором шкив вращается с перекосом, приводит к ускоренному износу нагруженной части ремня. Подобный дефект даже при небольших пробегах может стать причиной обрыва ремня ГРМ и повреждения клапанного механизма двигателя.