Нехватка парковочного пространства является проблемой для всех крупных городов, в том числе и для Москвы. Для улучшения ситуации столичные власти запустили программу «Народный гараж», включающую 109 объектов на 37 850 машино-мест, строительство автоматизированных паркингов и ряд открытых платных парковок в центре города. Но этого недостаточно: в Москве зарегистрировано более 4 миллионов автомобилей, а машино-мест сейчас набирается по стоянкам и гаражам около 1,5 миллиона. По данным правительства, в ЦАО существует только 303 тысячи машино-мест, включая капитальные паркинги, дворы, гаражи, ракушки. То есть 2,5 млн автомобилей их владельцы оставляют где придётся. И это без учёта машин приезжающих каждый день на работу жителей Подмосковья.
За последнюю неделю появилось сразу несколько сообщений о возможности устройства парковок на Москве-реке. Но эта тема не нова – буквально в прошлом году была точно такая же волна по строительству подводных стоянок. А в 2009, когда стала понятной катастрофическая нехватка парковочного пространства в достраиваемом комплексе «Сити», говорили о подводном паркинге рядом с бизнес-центром и ещё о 24 площадках вдоль берега Москвы-реки и Водоотводного канала на 10 тысяч машино-мест. Стоимость проекта у «Москва-Сити» на тот момент составила 5 миллионов рублей за место для одной машины (!). Эта сумма и остановила строительство, впрочем, как и дороговизна подобных проектов в будущем.
В международной практике существует несколько мест, где парковки расположены под водой. Один из самых первых и известных подводных паркингов находится на дне Женевского озера. Более близкий к московской ситуации – в Лондоне. Под Темзой паркинг входит в торгово-развлекательный комплекс Underwater Street, и стоимость стоянки в день составляет £7,50 (около 375 рублей). Большое количество проектов, размещение которых предполагается по всему миру от Гонконга до Лос-Анжелеса, находится в стадии рассмотрения.
На сайте швейцарской компании U-Park за 10 миллионов евро предлагается строительство под ключ комплексов на 500 машин с гарантией от ржавчины на 50 лет. То есть одно машино-место стоит 20 тысяч евро (800 000 руб.) Причём у компании есть два варианта – построить на территории заказчика всё за свой счёт и окупать затраты самостоятельно или выполнить работы за оплату. Если принять за норму оплаты стоимость часа в экспериментальной зоне в центре Москвы в 50 рублей, то потребуется 16 000 часов, или 2000 дней (5,5 лет) стоянки по 8 часов.
Для справки | |
---|---|
Стоимость машино-места по программе «Народный гараж» в ЦАО составляет 600 000 рублей. |
То есть, в принципе, примерно через 6 лет такой паркинг будет приносить прибыль. Проблема применения этих технологий для Москвы-реки – ограниченное пространство акватории, а строительство комплекса меньшего объёма может поднять стоимость машино-места в разы.
Устройство подводных парковок может осуществляться по двум принципам – обычный процесс, как на наземном паркинге, и автоматический, с помощью роботов. В первом случае «помещение» строится на берегу, затем опускается под воду, и к нему подводятся два путепровода для въезда и выезда машин. Эти путепроводы ведут к берегам, на которых предусмотрены специальные карманы. Автоматическая парковка будет осуществляться без участия водителя, который загоняет автомобиль с берега на специальную площадку на крыше паркинга, и после оплаты машина с помощью механизмов по шахте перемещается в свободную нишу в «глубине» комплекса. О строительстве такого автоматизированного комплекса на 326 машино-мест (глубина непосредственно паркинга составит 7,5 м) в Санкт-Петербурге неоднократно говорил технический директор реконструкции Мариинского театра Кшиштоф Поморски.
Ещё один из способов использовать реку – установка плавучих парковок. Как рассказал «Известиям» замдиректора НИиПИ Генплана Москвы Олег Баевский, в схему размещения водных объектов в городе, подготовленную институтом, вошли участки под примерно 40 трёхъярусных паркингов на Москве-реке. В основном, они будут расположены около станций метро (первые появятся у «Киевской», «Павелецкой», «Парка Культуры» и «Таганской»). Сейчас документ находится на согласовании в мэрии. Места для размещения речных стоянок могут быть выставлены на аукцион в 2013 году.
Как нам прокомментировал главный конструктор ЦКБ «Монолит», ведущего предприятия по созданию судов и плавающих конструкций, Сергей Клепиков, о подобных проектах говорят уже очень давно. Одним из первых среди них был «Ковчег», предложенный для Москвы в 1998 году. «Вариантов конструкций очень много – от 3 до 9 ярусов. Технически, создание плавучих парковок – задача решаемая. Причём наша организация настоятельно рекомендует изготавливать понтоны для их размещения из судостроительного железобетона. Это существенно снижает эксплуатационные затраты. Из сложностей при установке в столице можно отметить то, что длина понтона не может превышать 29 метров, её ограничивает ширина шлюзов р. Волга и канала им. Москвы. На высоту влияет ограничение при проходе под московскими мостами. Эти обстоятельства существенно снижают количество парковочных мест. Оптимальным вариантом была бы ширина в 36–38 метров. Но тогда строительство судна (или достройку, если корпус выполнять в виде катамарана) надо организовывать в регионе, где планируется установить его. Что несколько дороже».
Также Клепиков отметил, что несмотря на периодически поступающие запросы и от муниципалитетов, и от частных инвесторов, в России такие проекты ещё не реализовывались. Это в первую очередь связано с длительными сроками окупаемости. По словам вице-президента московского отделения Международной академии архитектуры Сергея Ткаченко, строительство одного машино-места такой парковки обойдётся примерно в 300 тыс. рублей. Замгендиректора дирекции московского транспортного узла Алексей Кривенко, в свою очередь, полагает, что стоимость такого «гаража» может составить около 1,2 млн рублей.
Архитекторы также настаивают на том, чтобы при создания понтонных парковок не был нанесён вред образу столицы. Новые конструкции должны соответствовать внешнему виду того района, в котором они пришвартованы. Также нужно соблюдать экологические нормы. Так, проект по созданию плавучей парковки на 120 машино-мест в районе Воробьёвской набережной в 2011году не удалось реализовать из-за протестов департамента природопользования, который напомнил, что этот берег Москвы-реки является частью природоохранной территории.
С точки зрения экологии и подводные, и надводные комплексы могут полностью соответствовать нормам при соблюдении всех требований. Плавающие конструкции строятся с учётом всех требований речного регистра, который предусматривает сбор всех вредных веществ, которые могут загрязнить воду. А при размещении подводных комплексов, на их «крышах» в верхних слоях создаются благоприятные условия для водной флоры и фауны.
Но всё-таки пока в Москве эти проекты остаются только на бумаге – выкладывать до полумиллиарда рублей за стоянку на 100 машин городские власти не могут себе позволить, а частных инвесторов настолько долгосрочные вложения не привлекают. Хотя у плавающих конструкций есть и достоинства – например, к чемпионату мира по футболу 2018 года их можно пришвартовать вдоль Лужнецкой набережной и обеспечить парковку для зрителей без дополнительных затрат.