Примерное время чтения: 4 минуты
810

Машины как доноры. Центробанк призвал к контролю за оборотом б/у запчастей

/ ChameleonsEye / Shutterstock.com

После введения санкций некоторые виды запчастей для автомобилей превратились в дефицитный товар. Центральный банк и Министерство финансов решают, можно ли их заменить подержанными деталями и насколько этот шаг отразится на криминогенной обстановке внутри государства.

Регламент для подержанных деталей

Директор департамента страхового рынка Центрального банка РФ Илья Смирнов заявил РИА Новости, что на данный момент в стране назрела необходимость в государственном контроле за оборотом подержанных запчастей для автомобильного транспорта. Это необходимо в связи с проводимой работой по разрешению использования подержанных деталей для ремонта транспортных средств. Дефицит запасных частей может подстегнуть рост угонов автомобилей. Ужесточение контроля за оборотом запчастей и выработка новых критериев оценки их надежности и сроков использования позволит систематизировать рынок ремонта, который еще только формируется в России.

Пока в мастерских востребованы запчасти, от которых напрямую не зависит безопасность машин. Это бамперы, фары, фонари или элементы кузова, такие как крылья, двери, капоты и крышки багажника, но при введении системы сертификации не исключено использование и более сложных технических узлов. В начале апреля 2023 года заместитель министра финансов Алексей Моисеев заявлял в Совете Федерации, что Минфин и Центробанк могут одобрить практику использования подержанных запчастей при ремонте автомобилей по полису ОСАГО при условии, что будут приняты отраслевые гарантии безопасности.

«Рынок запасных частей существует во всем мире. Даже в России уже есть крупные фирмы, которые занимаются восстановлением сложных агрегатов и технических узлов, — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. — Небольшие производства специализируются на ремонте двигателей, трансмиссий, редукторов, генераторов, автомобильных компрессоров и прочих узлов, после чего продают их с соответствующими сертификатами». Подобные узлы называются контрактными и помимо прочего активно ввозятся из-за границы, где практика использования восстановленных деталей и узлов развита намного лучше, чем в России. Эти детали дешевле новых аналогов, из-за чего ремонт с их использованием приобрел большую популярность в Европе, США, Китае и Японии. Эти же детали могут использоваться и в России, если государство выработает соответсвующий свод законов и стандартов, которые бы регламентировали их применение.

Деньги вместо ремонта

Как рассказали aif.ru в ДЦ «Авторусь», если до введения санкций на гарантийные машины при поломке коробки передач или двигателя ставились новые агрегаты, то сейчас это невозможно из-за введения ограничений по ввозу их из-за границы. Вернее, их можно ввести по программам параллельного импорта через Турцию или Китай, однако по документам они уже перестают считаться новыми, так как приходят через сеть неофициальных поставщиков и теряют гарантийное обслуживание. Если такие узлы заказывать из-за границы, то растут сроки поставок и вместе с ними и цена. А эти цены уже не могут соотноситься с каталогами для ремонта битых машин по страховке ОСАГО. Из-за задержек с поставками страховщики часто не укладываются в установленные законом 30 дней на ремонт по ОСАГО, из-за чего рискуют получить штрафы и судебные иски от клиентов. В итоге страховщики часто отказываются от ремонта вообще и возмещают ущерб деньгами, что для них крайне невыгодно. Поэтому использование контрактных восстановленных деталей видится как возможность решения этой проблемы, считают эксперты.

«Сейчас очень важно регламентировать процесс использования подержанных деталей и восстановленных технических узлов, — продолжает Игорь Моржаретто. — Каков их остаточный ресурс, будет ли гарантийное обслуживание на такие узлы и пр., чтобы у клиентов мастерских и у страховщиков была возможность прописать свои обязательства перед клиентами». Эти же стандарты позволят сделать прозрачным рынок подержанных запчастей, чтобы предотвратить появление криминальных схем, связанных с угоном автомобилей на разборку. Пока же основным поставщиком деталей для восстановления становятся рынки зарубежных стран.

Видимо, поэтому роста числа угонов автомобилей в России не прослеживается. Статистика МВД говорит даже об обратном. По итогам 2022 года число угонов и краж транспортных средств сократилось на 13,5% по сравнению с предыдущим 2021 годом. Снижение угонов связано с ужесточением контроля на границах с среднеазиатскими государствами, которые раньше были основными потребителями криминальных машин из России, говорят специалисты.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах