Двигатель любого автомобиля защищен от перегрева при работе на высоких оборотах с нагрузкой. Однако случаются поломки, и мотор начинает перегреваться даже на холостом ходу при медленном движении в пробках. Система охлаждения не справляется, и стрелка на термометре ползет выше 110 градусов. Поверхностный осмотр не дает результатов. Подтеков антифриза нет, и термостат в порядке. Что же приключилось с мотором и почему он перестал нормально работать?
Перегоревший вентилятор
После зимних холодов может выйти из строя термостат, который переключает циркуляцию, охлаждающую жидкость, на второй контур. Это наиболее частая поломка в системе охлаждения. Выявить неработающий термостат можно тактильно, ощупывая резиновые патрубки. Если второй контур холодный, значит, жидкость в него не попадает и не охлаждается. Проблема решается заменой термостата, что не вызывает проблем у мастеров автосервисов. Гораздо неприятнее, когда мотор перегревается по каким-то другим непонятным для водителя и мастеров причинам.
Иногда случаются поломки вентилятора радиатора. Нужен он вот по каким причинам. При езде в пробках поступление холодного воздуха через переднюю решетку минимальное, и рост температуры охлаждающей жидкости снимается принудительно за счет мощного обдува, однако случаются поломки. К примеру, перегоревшее реле не включает вентилятор, и при долгой езде на невысокой скорости антифриз вскипает. Из-за перебоев в электрике машины также может перегореть электромотор, оплавиться и закоротить проводка, а также выйти из строя датчик температуры. Все это влияет на работу обдува. Выяснить работоспособность вентилятора можно по издаваемому им шуму. После езды на первой скорости под капотом раздается равномерное шипение. Вентилятор работает даже после выключения двигателя.
Отсутствие шума вентилятора под капотом при ползущей вверх стрелке термометра должно насторожить.
Крышка на бачке
Перегреваться мотор может из-за простой крышки на расширительном бачке. У некоторых автомобилей в ней имеется клапан, призванный поддерживать давление в системе примерно до 1,5 бар. При закисании мембраны давление падает, и температура кипения жидкости снижается. Тогда охлаждающий антифриз начинает превращаться в пар, образуются газовые пробки, приводящие к нарушению циркуляции антифриза.
Чаще всего это происходит в головке блока цилиндров, из-за чего наблюдается пригорание масла и образование черного налета в газораспределительном механизме (ГРМ).
Выявить неисправность трудно. Как правило, водители и слесари редко обращают внимание на пробку и успевают перебрать все другие варианты, в том числе снимают головку, меняют прокладку и прочие детали, пока наконец кто-нибудь не вспомнит о клапане в расширительном бачке.
Старая прокладка
Очень опасно для мотора, когда нарушается герметичность прокладки блока цилиндров. При нарастании давления жидкость пробивается сквозь образовавшиеся каналы и попадает в виде пара в камеры сгорания. Антифриз смывает масло со стенок цилиндров, нарушает работу поршней и приводит к возникновению царапин и задиров на стенках. Все это оборачивается дорогостоящим ремонтом.
Выявить неисправность можно по белому дыму, выходящему из выхлопной трубы. Кроме того, можно измерить количество масла в картере. Если оно выше нормы, значит, в двигателе уже не смазывающая жидкость, а эмульсия, вобравшая в себя антифриз и не способная обеспечивать смазку трущихся деталей.
Калильное зажигание и детонации
К перегревам мотора могут также приводить некачественные свечи зажигания, которые вызывают неравномерное воспламенение топлива. Такой же эффект проявляется и при сильном загрязнении камер сгорания сажей и прочими продуктами распада некачественного топлива. Отложения накаляются и вызывают детонации смеси. Этот эффект называется калильное зажигание. В итоге перегревается один из цилиндров, что оборачивается локальным повреждением деталей.
Последствия перегрева
От перегрева чаще всего страдает головка блока цилиндров. Под действием температуры она деформируется. Причем длинный мотор, например рядный шестицилиндровый, страдает больше, чем короткий, у которого блок и головка имеют четыре или три цилиндра (V-образные варианты).
Перегрев опасен для шатунно-поршневой группы. Поршни расширяются и бьют по стенкам, вызывая разрушение их поверхности (задиры). При сильном перегреве поршни оплавляются, кольца закисают, и поршень буквально заклинивает.
В этом случае мотор придется перебирать и менять не только головку, но и гильзы поврежденных цилиндров.
Поэтому при первых признаках перегрева необходимо найти неисправность. Также важно вовремя менять антифриз: обычно эта процедура проводится раз в 60 000–80 000 км.