На фоне роста стоимости автомобилей начинает развиваться новый вид владения транспортным средством: подписка. Автомобилист может взять любую модель на продолжительное время и эксплуатировать машину как свою собственную. Однако новые услуги и сервисы всегда таят в себе массу подводных камней. Что за трудности поджидают клиентов при пользовании автоподпиской и какие модели чаще всего берутся в такое долговременное владение?
Как работает автоподписка?
Услуги каршеринга подогревают интерес к новым сервисам, не требующим заключения договора купли-продажи и упрощающим пользование автомобилями различных марок. Так называемая подписка позволяет брать любую модель на сравнительно продолжительное время и эксплуатировать ее по всей России как свою собственную. По сути, это аренда на срок от нескольких месяцев до 3 лет, после чего транспортное средство возвращается в компанию для прохождения плановых технических процедур. Клиент вносит фиксированные ежемесячные платежи и может вернуть ее в любое время, если ему захочется пересесть на другой автомобиль, более премиальный, с лучшей комплектацией или двигателем меньшего объема.
Правда, пользоваться необходимо аккуратно. Любые повреждения салона, обивки или дисков с шинами покрываются за счет пользователя, так как не страхуются по КАСКО и ОСАГО. При сдаче машины придется отчитаться о всех царапинах и сколах за время эксплуатации. При необходимости потребуются документы из ГИБДД для оформления страхового ремонта.
Главный недостаток в такой схеме — это оформление транспортного средства на юридическое лицо, из-за чего штрафы за возможные нарушения могут в разы отличаться от тех, что выписываются простым автовладельцам.
К примеру, штраф для граждан за парковку на газоне в Москве составляет 5 тыс. руб., а для юридических лиц — уже 300 тыс. После окончания подписки, несмотря на все выплаты, водитель остается без машины. Ее нельзя выкупить по льготной цене и оформить старые платежи в счет погашения стоимости. По сравнению с подпиской кредит и лизинг предлагают гражданам некоторые преимущества, так как часть выплат зачисляется в виде оплаты стоимости автомобиля.
Сервис подписки стартовал в России в конце 2020 года, и его широкая экспансия в регионы планируется на 2022 год.
Модели и стоимость
Как показывает статистика, наиболее популярными марками автомобилей являются Skoda, Toyota, Volkswagen, Mercedes-Benz. Часто берут Toyota Camry от 28 700 рублей в месяц.
Самая востребованная модель на данный момент — компактный кроссовер Skoda Karoq в различных комплектациях. Автомобилисты берут его для ознакомления, чтобы иметь представление о модели, а потом купить в кредит или в лизинг.
Ориентировочный ежемесячный платеж за автомобиль составляет 1,7-2,2% от его рекомендованной розничной цены. Для сравнения: автокредиты выдаются по ставке в районе 12-15% годовых. Стоимость подписки зависит от срока аренды, ежегодного пробега и ликвидности автомобиля на вторичном рынке. Если машина в конкретной комплектации стоит 2 млн руб., то ежемесячная стоимость подписки колеблется в районе 40 тыс. руб.
Подписка на бюджетные модели, такие как Renault Logan, начинается от 17 тыс. руб., а на городские кроссоверы Duster — от 25-30 тыс рублей.
На популярные модели Kia Rio, Hyundai Creta, Solaris и УАЗ цена подписки варьируется в пределах 27-35 тыс. руб. в месяц.
Подержанные Audi, BMW или Mercedes среднего или бизнес-класса можно взять примерно за 60 тыс. руб. в месяц. Право быть первым пользователем требует ежемесячных затрат в районе 75 тыс за BMW 5-й серии и Mercedes E-класса прямо с конвейера. При этом конфигурацию можно заказать под себя.
Самый дорогой автомобиль для аренды — Mercedes-Benz G-Class. Далее идут Porsche Cayenne и Mercedes-Benz S-Class. Выплаты стартуют от 180-200 тыс. Примерно половина клиентов оформляют подписку на год с лимитом пробега в 20 тыс. км в год.
Для аренды нового автомобиля достаточно оплатить первый арендный платеж и внести возвратный страховой депозит. Пользователь может выбрать необходимый набор услуг и конфигурировать пробег, срок аренды, тип страховки, подбирая все параметры под себя.