Такое топливо поставляют на рынки тех стран, где «Евро-2» и «Евро-3» ещё не объявлены нон грата. Низкокачественный бензин, разумеется, и стоит дешевле. Вот только отличить его от хорошего топлива на глазок невозможно.
Какой соблазн для нечистых на руку владельцев заправок под видом бензина или дизеля «Евро-5» продавать то, что в народе называют «ослиной мочой»! Часто мошенники используют даже прямогонные технические бензины. А октановое число повышают с помощью присадок, которые могут привести к поломке двигателя.
Сегодня в России работают 32 крупных нефтеперерабатывающих завода и ещё 80 мини-предприятий. Совокупные мощности НПЗ страны позволяют перерабатывать 270 млн тонн нефти в год. А годовой оборот контрафактного топлива оценивается экспертами в 10 млн тонн. Немало, если учесть, что в прошлом году качественного бензина произведено 39 млн тонн, а качественного дизтоплива - 77 млн тонн.
Почти все большие НПЗ принадлежат крупным нефтяным компаниям, в состав которых входят подразделения по добыче нефти, её переработке, а также сеть нефтебаз и АЗС. А в «Роснефти», к примеру, есть даже специальные службы, которые постоянно мониторят качество топлива. Лабораторный контроль происходит на всех этапах, включая транспортировку. Конечно, заправкам таких компаний водители доверяют больше.
«Независимые автозаправочные станции приобретают у нас небольшие партии, а затем используют паспорт качества нашей организации и под видом нашего продукта продают некачественное топливо»,- говорит гендиректор «РН-Ростовнефтепродукт» Александр Белянский.
И таких шустрых дельцов немало. В прошлом году Росстандарт проверил 249 независимых АЗС, и нарушения были на каждой третьей! В ведомстве считают, что часто некачественное топливо поступает с нефтебаз - доля нарушений там в прошлом году составила 38%. А внеплановую проверку сотрудники ведомства, по словам руководителя Южного межрегионального территориального управления Росстандарта Павла Овчаренко, могут провести только после уведомления проверяемого не менее чем за 24 часа.